0
1811
Газета Культура Интернет-версия

14.04.2003 00:00:00

"Ловец красок" Тархов

Тэги: третьяковка, выставка, тархов, малевич


Воскресить известность Николая Тархова Третьяковская галерея пытается открытием выставки "Самостоятельная республика живописи". Этими словами охарактеризовал творчество одного из своих любимых художников Казимир Малевич.

Не только для прессы, но и для кое-кого из энтузиастов-организаторов экспозиции открытие творчества Тархова стало сюрпризом. А самым большим сюрпризом оказалось соотношение числа известных имен в жизнеописании Тархова и масштаба его нынешней безвестности.

Выставку, включающую работы Тархова, посетил в свое время молодой тогда еще Марк Шагал. Он оказался в числе зрителей, сумевших оценить необычные работы художника. А после стал близким другом Тархова. В Музее современного искусства в Париже есть небольшая работа Шагала, выполненная сразу после приезда во Францию и изображающая встречу с Тарховым: оба художника, две бутылки, играющие дети, спиной к зрителям жена хозяина дома.

Тархов, большую часть жизни проживший во Франции, на пике известности не использовал многих возможностей. Он испортил отношения с Амбруазом Волларом, не сойдясь с ним в цене на свои работы, а с Дягилевым - не пожелав разменивать талант на декорации и костюмы. И тем не менее, попав в "столицу живописи" Париж, Тархов буквально за год-полтора достиг высшего уровня мастерства. Любопытно, что его творчество оценили французские коллеги. Даже в высшей степени взыскательный Андре Дерен приобрел картины Тархова.

Художник присылал свои работы и на родину. Они демонстрировались на выставках "Союза русских художников", "Мира искусства". Александр Бенуа писал, что Тархов "в буквальном смысле слова "ловит" краски и их отношения".

Умер "ловец красок" в нищете и забвении в пригороде Парижа, задолго до смерти перестав писать.

После смерти художника его работы выставляли в ЦДРИ рядом с картинами Константина Коровина (его мастерскую Тархов посещал в молодости), в Музее изобразительных искусств им. Пушкина. Но там, среди зарубежной живописи, полотна нашего земляка не воспринималась.

В постоянной экспозиции Третьяковки представлено несколько полотен Тархова, благодаря которым он сейчас известен специалистам. Галерее принадлежат 15 его работ. 5 из них во время открытия нынешней выставки были принесены в дар спонсорами. С их же помощью удалось собрать около 100 картин из зарубежных и московских частных собраний, наладить сотрудничество с Музеем Пти Пале в Женеве.

Основатель этого музея Оскар Гес в конце 50-х годов расстался с бизнесом и занялся коллекционированием работ постимпрессионистов. В особенности его интересовало творчество иностранцев, прочно обосновавшихся в Париже. Работы Тархова Гес искал по всем аукционам и частным собраниям. Именно Гес возил эти картины в Пушкинский музей, в Нью-Йорк, Калифорнию. И именно эта коллекция, перешедшая к сыну Оскара, Клоду Гесу, легла в основу выставки в Третьяковской галерее.

Представленные здесь полотна относятся к разным периодам и стилям творчества Тархова: импрессионизму, постимпрессионизму, фовизму. Несколько его парижских бульваров ("Бульвар Сен-Дени", "Толкотня на бульваре", "Бульвар в движении") импрессионистического периода не могут не напомнить "Улицу Сен-Дени" и "Бульвар Капуцинок в Париже" Клода Моне, "Бульвар Монмартр" Писсарро. Полотна Тархова "Сена утром" и вечерние "Шаланды на Сене" близки друг другу по композиции и соотносятся с экспериментами Моне со светом и тенью. "Клодмонизмом" шутя называют творческую манеру Тархова в работе над картинами "Закат на море", "Ворота Сен-Дени".

Другие полотна напоминают манеру Ван Гога, его цветовую гамму. Это изображения сельского труда: "Работа в поле", "Закатное солнце над пашней", сочетающие мазки с широкими полосами, "Солнце с радугой" с расходящимися вокруг него дугами.

В качестве моделей для сельских картин Тархов не гнушается свиньями, козами, петухами ("Крестьянский двор", "Козы на пастбище"). А среди домашних животных он предпочитает кошек ("Кошки у окна", "Дети и кошка у окна"). Интересно, что 5 работ Тархова ("Кошка умывает нос", "Кошка в цветах", "Кошка в красном", "Две кошки в окне" и "Две кошки едят") хранятся в амстердамском Музее кошек наряду с полотнами Рембрандта и Пикассо, посвященными семейству кошачьих.

Кто-то досадует на отсутствие самобытности и собственного почерка у "московского парижанина". Кто-то видит талант в способности писать в разных стилях. Сергей Маковский в 1910 году в журнале "Аполлон" написал, что "пламенные искания" помогают Тархову развиваться. В любом случае многообразие манер и творческих подходов не заслоняет яркого таланта незаслуженно забытого художника.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Десятки тысяч сотрудников «Роснефти» отпраздновали День Победы

Десятки тысяч сотрудников «Роснефти» отпраздновали День Победы

Татьяна Астафьева

Всероссийские праздничные акции объединили представителей компании во всех регионах страны

0
306
Региональная политика 6-9 мая в зеркале Telegram

Региональная политика 6-9 мая в зеркале Telegram

0
242
Путин вводит монополию власти на историю

Путин вводит монополию власти на историю

Иван Родин

Подписан указ президента о госполитике по изучению и преподаванию прошлого

0
1952
Евросоюз одобрил изъятие прибыли от арестованных российских активов

Евросоюз одобрил изъятие прибыли от арестованных российских активов

Ольга Соловьева

МВФ опасается подрыва международной валютной системы

0
1494

Другие новости