0
2126
Газета Культура Интернет-версия

26.06.2003 00:00:00

Русский импрессионизм

Тэги: третьяковка, выставка, импрессионизм


В Третьяковской галерее открыта выставка с весьма претенциозным названием - "Русский импрессионизм". Представлено более 150 работ русских художников конца XIX - начала ХХ века. Заявлено, что выставка посвящена отмечаемому в этом году столетию Союза русских художников, хотя наиболее ранние выставленные картины относятся к 1880-м годам. Работы Врубеля, Серова, Коровина, Борисова-Мусатова, Бакста соседствуют произведения советских мастеров - Пластова, Грицая, Герасимова, Кукрыниксов и пр.

Большинство представленных картин хорошо известно публике, поэтому в этом смысле выставку сложно назвать открытием. Объединяющим признаком стала свойственная многим русским художникам живописная манера, действительно несколько напоминающая работы французских импрессионистов, - любовь к свободному сочному мазку, фактурности красочной поверхности и особенно к работе на пленэре. При этом творчество русских художников отличается особой жаждой чего-то светлого, "отрадного", которое они стремились увидеть в каждом предмете.

Французский импрессионизм действительно оказал заметное влияние на творчество некоторых русских художников конца XIX века, в частности Коровина и Серова, однако их произведения все же серьезно отличаются от работ Мане или Дега, тем более что Союз русских художников возник, когда в самой Франции импрессионизм уже давно закончился. Наиболее сильно он повлиял на творчество тех русских художников, которые подолгу жили во Франции, например Николая Тархова, чья персональная выставка недавно проходила в Третьяковке. Еще более сомнительным кажется зачисление в импрессионисты классиков официального советского искусства вроде Пластова или Герасимова. Однако их работы, выставленные рядом с произведениями художников начала века, зазвучали совсем по-новому. "Импрессионизм" был для советских художников своеобразным пределом творческой свободы, тем максимумом, на который они могли отойти от эстетики официального соцреализма.

Открытием выставки стали картины, привезенные в Москву из Музея русского искусства, с недавних пор существующего в Миннеаполисе. Музей возник из частной коллекции известного знатока и собирателя советского искусства Реймонда Джонсона. Джонсона в отличие от большинства западных коллекционеров интересовали не работы противостоящих советской эстетике художников-нонконформистов, а картины мастеров, в творчестве которых живы традиции дореволюционной русской живописи. Выставка в Третьяковке стала первым опытом экспонирования коллекции Джонсона в России.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

Андрей Выползов

0
1076
США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

Михаил Сергеев

Советники Трампа готовят санкции за перевод торговли на национальные валюты

0
2962
До высшего образования надо еще доработать

До высшего образования надо еще доработать

Анастасия Башкатова

Для достижения необходимой квалификации студентам приходится совмещать учебу и труд

0
1662
Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Ольга Соловьева

Россия хочет продвигать китайское кино и привлекать туристов из Поднебесной

0
2025

Другие новости