0
994
Газета Культура Интернет-версия

22.08.2003 00:00:00

Власть чувства и тернии глобализации

Тэги: мюнхен, опера, фестиваль


Многочисленные спектакли, в т.ч. мировая премьера заказанной к фестивалю оперы Йорга Видмана "Лицо в зеркале", и концерты (один посвящен 80-летию живого классика - дирижера Вольфганга Заваллиша) чередовались с различными акциями, симпозиумами и выставками. Триумф оперы на перекрестке веков и культур - конечная цель фестивальной команды под руководством интенданта сэра Питера Джонаса.

Сердцевина фестиваля - барочный раздел. Универсализм и фантазийность Монтеверди и Генделя вне конкуренции, их сочинения открыты самым современным решениям. Лидирует Гендель - три постановки: к уже известному "Ринальдо" (2001) в этом году добавились инсценировка оратории "Саул" (на английском) и открывшая фестиваль премьера "Роделинды". Ветхозаветная притча о противостоянии царя Израиля Саула и юного богатыря Давида, одолевшего великана Голиафа и филистимлян, разыграна с тонким вкусом. Молодой и модный режиссер Кристофер Лой (дебют в Баварской Опере) и художник Херберт Мурауэр ограничивают действие единой конструкцией - любопытная смесь англиканской церкви и небольшого концертного зала времен Генделя. Это отвечает статичной природе оратории. Возникает двойной эффект "театра через концерт" (или наоборот): играя сюжет, действующие лица одновременно изображают солистов и хор концерта-спектакля, а также участников общественного события (каким и было исполнение оратории). Остроты добавляет глобальная эклектика в духе идеи глобализации: современное человечество (прежде всего главные герои) решают проблемы вместе с персонажами XVIII века, одетыми в талесы и кипы, и действие плавно переходит из церкви в синагогу.

Начавшая ренессанс Генделя в XX веке "Роделинда, королева лангобардов" - сенсация фестиваля. Барочная история на сюжет раннего Средневековья (VII век, Милан) сплетает в узел неразрешимые аффекты: любовь и насилие, одиночество и ненависть, эротизм и узурпация власти, супружеская преданность и тирания. Пьесу о Фиделио XVIII века постановщики представляют в эстетике "черного" фильма первой половины XX века с отчетливым гангстерским колоритом. Остроумный замысел сценографа противопоставляет внешнюю свободу и пространство души. Впечатление сильное. Музыка в спектакле - событие, достойное шедевра Генделя. Болтон с оркестром полностью завладевают временем и пространством. Истинная королева вечера и всего фестиваля - Доротея Решман (Роделинда).

В традиционном дефиле царили свои кумиры. Любимица Мюнхена Эдита Груберова блистала в операх Доницетти и Беллини. Хотя королева бельканто с годами стала более напряженно начинать спектакли, в его кульминации - сценах безумия романтической героини - она по-прежнему неотразима и воздушна, достигая почти неправдоподобного в опере эффекта балетного парения.

Роскошный мейнстрим воплощала Мария Гулегина в паре с Сергеем Лариным (Манон и де Грие в "Манон Леско" Пуччини). Она явно контрастировала вывернутой постановке Андреаса Хомоки, превратившего "театр переживания" Пуччини в "театр представления": сцена зеркально отыгрывала интерьер и гостей Баварской Оперы (лестница, люстра, вечерняя публика), призывая смотреть спектакль в жанре театрального плаката.

После сенсационной донны Анны в Зальцбурге-2002 Анна Нетребко - фаворитка нового сезона. Став лицом фирмы "Дойче Граммофон", красавица смотрит с афиш, плакатов, журналов и компакт-дисков (вышел ее диск с Венскими филармониками). Пресса демонстрирует могущество маркетинга и продюсирования: "голос столетия" вводят в контекст Каллас, трех теноров и футбольных звезд.

К счастью, ажиотаж не мешает Нетребко быть дивной певицей, не став дивой (фраза из интервью: "Я - не дива"). Ее выступления в гала-концерте (с тенором Рамоном Варгасом) и "Травиате" - фестивальные бриллианты. Энергетика, музыкальность (фразировка, нюансы, пиано), воля и артистизм творили миф о женщине, обратив обоих Жермонов в неких мужских манекенов.

Нетребко и Решман, Груберова и Гулегина, Казарова (вокальный вечер) и Флеминг (юбилейный концерт Заваллиша) утверждали на фестивале женственность оперы - власть чувства, которую так тонко ценит Мюнхен.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

Андрей Выползов

0
1492
США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

Михаил Сергеев

Советники Трампа готовят санкции за перевод торговли на национальные валюты

0
3841
До высшего образования надо еще доработать

До высшего образования надо еще доработать

Анастасия Башкатова

Для достижения необходимой квалификации студентам приходится совмещать учебу и труд

0
2151
Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Ольга Соловьева

Россия хочет продвигать китайское кино и привлекать туристов из Поднебесной

0
2417

Другие новости