0
1191
Газета Культура Интернет-версия

19.09.2003 00:00:00

"Эдип" умер - и все позволено

Тэги: ценрт мейерхольда, премьера, эдип, античность


ценрт мейерхольда, премьера, эдип, античность Сценография 'Эдипа' напоминает абстрактные постройки Малевича.
Фото Михаила Гутермана

В Центре имени Вс. Мейерхольда новый сезон посвящен античности. "Эдип" Левинского - первая ласточка. От прошлого, проведенного в изучении своеобразных театральных опытов Антонена Арто, в афише остался спектакль Валерия Фокина "Арто и его двойник".

Античный репертуар составят последующие работы Теодороса Терзопулоса, а за ним и самого Валерия Фокина, для которого один древний сюжет уже перерабатывает Максим Курочкин. Фокин сказал, что "Эдип" - это первый спектакль, в котором заняты молодые режиссеры-магистранты из магистратуры, полгода назад открытой Центром имени Мейерхольда совместно со Школой-студией МХАТ (среди них - актеры из группы Николая Рощина): "С ними нам интересно".

Кроме новых и незнакомых лиц режиссеров-магистрантов из Тбилиси, Кишинева, Таллина, Уфы, Вильнюса в "Эдипе" Левинского появляются и знакомые, молодые, но уже известные Иван Волков и Вера Воронкова. Им отданы роли Эдипа и Иокасты.

К часовому дайджесту по трагедии Софокла примыкает короткий дивертисмент - Беккет. "Дайджест", "дивертисмент" - извне привнесенные определения. В программке все это названо спектаклем-упражнением по текстам Софокла и Беккета (в переводах Сергея Шервинского и Алексея А. Левинского соответственно) с использованием биомеханических этюдов Мейерхольда, а также фольклорной музыки, сочинений Генри Перселла и Людмилы Бакши.

Сценографическая конструкция, кажется, сочинена по мотивам абстрактных построек Казимира Малевича, в арсенале квадратов которого был и свой белый (художник - Николай Рощин). Но посреди квадратного белого помоста - черная квадратная дыра. Вокруг нее ходят герои, все быстрее и быстрее, счастливо избегая столкновения друг с другом и попадания в яму. Просто судьба подстерегает их в другом месте.

Время от времени актеры надевают маски, кажется, оставшиеся после спектаклей Рощина.

Все разговоры, все расспросы лишены какого бы то ни было пафоса, такого вроде бы естественного, поскольку речь о греческой трагедии. Даже самые страшные вопросы произносят спокойно, даже бытово. Слух и глаз не режет. Не кажется странным и присовокупление к трагедии Софокла доселе широко не известной пьесы Беккета, приобретающей черты развязки или эпилога.

Спектакль Левинского можно прочесть и так: "Эдип" умер и все позволено. Игравший Эдипа Иван Волков вроде бы озабочен теми же вопросами, пытается доискаться до истины, но уже в абсурдно-комическом, хотя и не лишенном трагических обертонов ключе.

Но что-то не сложилось. Вернее, от сложения разных слагаемых не возникло какого-то нового единства, идеи, слова, музыка, биомеханика Мейерхольда - так и остались по отдельности. Разница чувствуется. После блеклых, порожних, неактерских голосов магистрантов-режиссеров как-то особенно ярко звучит голос Воронковой - звонкий, но одновременно не потерявший связи с бытовой речью, с интонациями улиц, не древнегреческих, а наших, московских.

Рассказ об убийстве Лая тут же разыгрывается в череде пантомимических и биомеханических этюдов. Все - своим чередом. Пластика учеников определенно напоминает известные фотографии биомеханических уроков Мастера, но ничего не добавляет к только что произнесенному тексту. Но главное: даже и Волков, и Воронкова при всей внешней живости и разнообразии не позволяют признать за своими героями право на трагедию.

Любое упражнение имеет перед собою какую-то цель, будь то научный опыт или фортепьянный этюд. Если цель увлекает, эта самая увлеченность из "подтекста" непременно должна была вырулить в текст. Здесь она не чувствуется. И сами биомеханические фигуры кажутся всего лишь ужимками и прыжками.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Обвиняемые получат второй шанс на суд присяжных

Обвиняемые получат второй шанс на суд присяжных

Екатерина Трифонова

Новое рассмотрение уголовного дела не отменяет возможности такого ходатайства

0
223
Партия Миронова не уклоняется от генеральной линии

Партия Миронова не уклоняется от генеральной линии

Дарья Гармоненко

"Справедливая Россия" решила поучаствовать в дискуссиях об ограничении интернета

0
293
В лесопромышленном комплексе спад продолжится до 2028 года

В лесопромышленном комплексе спад продолжится до 2028 года

Михаил Сергеев

Почти 70% инвестиционных проектов не достигают обещанных результатов

0
330
Борьба с мигрантами обретает фискальную логику

Борьба с мигрантами обретает фискальную логику

Иван Родин

Правительство снизит ряд штрафов для турбизнеса, чтобы было легче их собирать

0
323

Другие новости