0
1266
Газета Культура Интернет-версия

28.11.2003 00:00:00

Аксиома конкуренции

Тэги: габт, мариинка, соперничество


габт, мариинка, соперничество Со стороны сразу и не угадаешь, на какой сцене творится эта красота – в Мариинском или в Большом.
Фот Дмитрия Куликова

Легенда первая.

Петербуржец в Москве

- Считается, что к петербуржцам в Москве относятся прохладно, что вагановская школа лучше московской, а в Большой уходят, только сильно разругавшись с руководством Мариинки.

Светлана Захарова:

- Я не могу сказать, что один театр перспективнее другого. В Большом мне не обещаны никакие новые постановки, и никаких скандалов в Мариинском у меня не было. Конечно, если из театра уходит ведущая балерина - это большая потеря, поэтому мы долго вели переговоры с Вазиевым, но в конце концов пришли к общему мнению. Я очень рада, что он дает мне возможность танцевать и в Мариинском театре, а также ездить с ними на гастроли. Все крупные театры в мире - конкуренты, и это нормально. Если сравнивать работу внутри труппы, то могу сказать, что в Мариинском театре строгая и жесткая дисциплина, и все очень много работают. Пока я не заметила в Большом никаких негативных эмоций по отношению ко мне. Наоборот, все интересуются: как я, не помочь ли советом.

Легенда вторая.

Москвич в Петербурге

Николай Цискаридзе, солист Большого театра:

- Сразу хочу вас предупредить: я стал мудрым. Мудрость, знаете, приобретается собственными шишками. Так что вы меня вопросами не провоцируйте, я хочу умереть собственной смертью. Мариинский и Большой - абсолютно не конкуренты, это совершенно разные театры, и сравнивать их нельзя. После того как однажды я провел в Мариинке целый месяц и вернулся в Москву, первое, что бросилось в глаза, - все вокруг красное. Я понял, как сильно отвык. Даже в цвете - менталитет двух городов. В Москве все насыщенное, сочное, агрессивное. Питер - более спокойный и холодноватый. Есть такие понятия в искусстве, как школа переживания и школа представления. Москва - школа переживания, душа нараспашку, все эмоции на максимуме. Петербург - школа представления, где главное - форма.

- На ваш взгляд, руководство в Мариинском театре более жесткое, чем в Москве?

- Здесь я гость, и отношение ко мне другое. Но вообще балет нуждается в сильной руке. Мы часто разговариваем в Мариинке с ребятами, - они жалуются, а я их убеждаю, что иначе нельзя. Дисциплина в театре должна быть военная. Вот в Большом с нею как раз в последнее время неважно.

- Считается, что в балетной системе все делается по блату. Чтобы станцевать сольную партию, артисты стоят в длинных очередях, и кто знает, какими средствами приходится добиваться, чтобы эта очередь стала короче...

- Везде одно и то же. Театр - очень жестокое место. Противопоставления, неурядицы, обиды, зависть. Лучше от всего абстрагироваться. Я-то сам с улицы пришел. Было сложно поначалу. Слишком ярким я был, чтобы меня сразу приняли. Но если у человека хватает силы воли и ума, чтобы это пережить, у него все получится.

- Как-то вы говорили, что обычно на слуху совсем не те имена, которые того заслуживают. Это намек на то, что некоторых балерин раскручивают богатые дяди?

- Деньги можно вкладывать в кого угодно, но проходит время, и тот, кто был достоин, все равно займет свое положение. Меня никто не раскручивал. В Петербург я приехал как московский артист, о котором никто ничего не знал. Не было ни афиш, ни рекламных роликов. Но после первого спектакля началась самая лучшая реклама: когда люди просто из уст в уста передавали, что на это стоит сходить.

- Вам в Питере хорошо. А вот Москва, считается, ревностно относится к питерцам.

- Москва не принимает петербуржцев? Неправда! Все петербуржцы, которые приехали в Москву, получили мировую известность. Да у нас все руководство Большого театра - это Петербург! Москва принимает всех. А почему питерцы в Москву уезжают? Потому что где столица, там и главный театр. Правда, в этом и проблема московских актеров: они настолько привыкли считать себя самыми главными, что уже не обращают внимания на других.

А вот Питер москвичей принимает довольно тяжело. Тем больше я горжусь, что часто выступаю в Петербурге".

Что тут сказать? Просто идиллия.

В неудовлетворенности идем к first face российского балета Ульяне Лопаткиной, которая после рождения дочери и перенесенной операции на ноге успешно начала новый сезон гастролями в Лос-Анджелесе.

Легенда третья.

На Западе танцуют лучше

- Почему наши балетные труппы мало исполняют современную хореографию?

- Российскому зрителю ближе классический балет. Вопреки убеждениям, классический балет - не музейный экспонат. Партия, которую мы танцуем в спектакле, - старинная оболочка, в которой можно выражать современные чувства. Я, конечно, хотела бы увидеть хороший новый спектакль. Но для этого надо экспериментировать на маленьких площадках. Нужно беречь традиции нашего театра и искать постановки, которые проверены временем или другими театрами. К сожалению, у нас считают так: лучше новое, чем совсем ничего.

- Русский балет технически отстает от Запада?

- Если мы будем ориентироваться на Запад, то потеряем свою индивидуальность. Если потеряем индивидуальность - не будем интересовать Запад. Вот такой замкнутый круг. Не важно двигаться в таких темпах, в каких танцуют американцы, важно делать это хорошо. По-русски, одухотворенно. Дело не в том, что мы отстали от Европы. Дело в том, что мы не так тщательно работаем над собой. Знаете, чем профессионал отличается от непрофессионала? Профессионал не выйдет на сцену, пока в танце у него не отработано все: рисунок, техника, роль. Если мы будем думать только о том, как сделать побольше вращений, мы конкуренции с Западом не выдержим. Но когда русский танцует со всей силой своей души - американцам крыть нечем.

В нашем театре постоянно не хватает времени для черновой работы. Спектакли готовят в таких экстремальных условиях, что роли выходят незавершенными. Для чего эту гонку устраивать? Говорят, что жизнь идет вперед и нельзя готовить спектакль бесконечно долго. А бесконечно долгим считается один месяц. Но танцовщик не может научиться переживать, играть и танцевать наскоро. И если в классическом балете пекутся лишь о технике, получается цирк".

Если принять все сказанное артистами за истину, можно составить нехитрую формулу: Большой + Мариинский = великий русский балет, с которого сыплется нафталин, но которым второе столетие привычно восхищается мир, а его эмблема - эффектная стойка из "Лебединого озера" - ассоциируется с шоколадками "Вдохновение" и TV-заставками периода политических катаклизмов.

Санкт-Петербург


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

Андрей Выползов

0
2211
США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

Михаил Сергеев

Советники Трампа готовят санкции за перевод торговли на национальные валюты

0
4968
До высшего образования надо еще доработать

До высшего образования надо еще доработать

Анастасия Башкатова

Для достижения необходимой квалификации студентам приходится совмещать учебу и труд

0
2730
Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Ольга Соловьева

Россия хочет продвигать китайское кино и привлекать туристов из Поднебесной

0
3142

Другие новости