0
1415
Газета Культура Интернет-версия

17.02.2004 00:00:00

Джон Клиффорд: «Я нередко пил с Баланчиным»

Тэги: клиффорд, баланчин, балет


клиффорд, баланчин, балет Джон Клиффорд, хранитель традиций Джорджа Баланчина.
Фото Артема Житенева (НГ-Фото)

-Я очень обрадовался, когда меня попросили поработать в Большом театре, потому что я вообще занялся балетом из-за Майи Плисецкой. Увидев ее на сцене, я понял, сколько можно получить удовольствия от танца. Однажды труппа Большого танцевала в Лос-Анджелесе. После спектакля я был у Майи в гримерке и сказал ей: «Вы танцуете, как будто на сцене вся ваша жизнь». А она ответила: «Нет. Танец – это не жизнь. Наша жизнь – это танец».

Я посмотрел спектакли балета Большого театра на его недавних гастролях в Париже. Это было фантастически хорошо. У вас труппа актеров-танцоров, для них представление не менее важно, чем танец. Из Москвы я еду в Петербург, чтобы поставить «Вальсы» и «Четыре темперамента» Баланчина. Мариинский театр отличается от Большого, там меньше актерства на сцене, и за последние годы они много раз обращались к Баланчину, кроме того, классы в Мариинке близки баланчинским. В Большом театре потребуется чуть больше работы, потому что артисты пока не чувствуют себя удобно в хореографии Баланчина. Но я прекрасно провожу время. Репетирую, даю специальный класс. Некоторые танцовщики на него приходят. Мой класс – добровольное посещение для артистов театра, они не обязаны это делать.

Все, что сделал Баланчин, вышло из школы Петербургского императорского театра. Но все в мире меняется. Он работал и в Дании и там открыл для себя метод Бурнонвиля. Все это Джордж привез в Америку. Это была новая динамичная страна, и Баланчин выработал новый стиль: движения делаются очень быстро, но это все равно танец. Баланчин всегда был обеспокоен качеством исполнения движений. Артисты Большого не привыкли к тому, что я показываю, но они хорошо учатся. Нужно, чтобы в исполнении не было так: вы говорите слово, но не понимаете, что оно означает.

«Агон» – очень сложный балет. Вам необходимо быть классическим танцовщиком, чтоб все исполнить, но на самом деле в «Агоне» нет типично классической последовательности движений. В этом смысле «Симфония до мажор» легче для Большого. Этот балет ближе к традиции. Как и «Па-де-де» Чайковского, и «Тарантелла». Но не «Агон». Этот балет красив, очень сексуален, и в нем есть некая забавность. Но все чувствуется только, когда «Агон» правильно танцуют. Артистам нужна предельная концентрация внимания, и не только телесная, но и мозговая активность. Исполнители все время считают ритм и ни на секунду не могут остановиться. Ведь музыка Стравинского такова, что напеть ее вы не можете, и невозможно положиться на мелодию. Много движений происходит в тишине: двигаешься в точном ритме, но без звука. Это сложно не только для труппы Большого. В Парижской опере тоже были проблемы. Ведь исполнители танцуют то, что слышат.

Про па-де-де «Агона» я сказал артистам Большого, что это битва между мужчиной и женщиной. По хореографии танцовщик и балерина равны. У обоих очень сильные движения – комбинации соблазнения и даже изнасилования. Посмотрите, как танцовщики падают друг на друга в финале: они совершенно вымотаны. Конечно, в программке ничего такого не написано. И Баланчин этого никогда бы не открыл. Он считал, что не стоит говорить танцовщикам о балете слишком много, они должны сами понять смысл. Но мне он говорил, что его балеты – это не просто формальные движения. Многие совершают ошибку, когда думают так. Я часто обедал и нередко пил с Баланчиным, и мы проговаривали все эти вещи, которые он никогда бы не сказал труппе.

Я готовлю с артистами Большого и два концертных номера – «Тарантеллу» и «Па-де-де» Чайковского. Физически «Тарантелла» требует очень большой отдачи от танцовщиков. Там нет ни одной передышки ни для мальчика, ни для девочки. В финале исполнителям хочется убежать за кулисы и упасть. Но в Большом театре артисты рвутся репетировать именно этот номер. Мы собрали четыре состава. Приходится говорить: «Остановитесь, хватит уже «Тарантеллы!»

«Па-де-де» Чайковского трудно тем, что артисты Большого до этого видели разные, не всегда качественные, видеозаписи. И многие танцевали этот номер в своих концертных программах. Но на самом деле их никогда не учили, как правильно это делать. Фактически артисты делали собственные версии «Па-де-де». Но это не Баланчин, потому что неправильный темп. У танцовщиков Большого все слишком медленно. Когда я это говорю, кое-кто удивляется и возражает: «Я танцевал это везде!» Ну и что? Значит, ты везде танцевал неправильно. Ты танцевал не Баланчина.

В программе вечера Баланчина в Большом есть и балет «Кончерто барокко». Когда Баланчин репетировал его, он говорил балеринам: «Танцуйте, как Фред Астер». Это кажется странным, потому что танцы поставлены на музыку Баха и в спектакле абсолютно классические движения. Но в этой хореографии много синкопов. Артистам здесь нужна свобода и некая расслабленность. Я не знаю, как балет поставит в Большом мой коллега Адам Людерс, это его зона ответственности. Но в любом случае будет интересно.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

Андрей Выползов

0
1261
США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

Михаил Сергеев

Советники Трампа готовят санкции за перевод торговли на национальные валюты

0
3353
До высшего образования надо еще доработать

До высшего образования надо еще доработать

Анастасия Башкатова

Для достижения необходимой квалификации студентам приходится совмещать учебу и труд

0
1903
Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Ольга Соловьева

Россия хочет продвигать китайское кино и привлекать туристов из Поднебесной

0
2205

Другие новости