0
1296
Газета Культура Интернет-версия

18.02.2004 00:00:00

Плейбой в Пассаже

Николай Песочинский

Об авторе: Николай Песочинский - театральный критик, член Союза театральных деятелей.

Тэги: морфов, театр, комиссаржевская, дон жуан


морфов, театр, комиссаржевская, дон жуан Дон Жуан в Театре им. Комиссаржевской – фат и обманщик, но женщины так и вешаются ему на шею. Сцена из спектакля.
Фото Владимира Постнова

Болгарский режиссер Александр Морфов вернулся в Театр имени В.Ф. Комиссаржевской, где он ставил несколько лет назад с большим успехом загадочную «Бурю» Шекспира. Театр в Пассаже встретил его эффектно отреставрированными интерьерами, точно такими же, как 99 лет назад, когда тут играла Комиссаржевская. Фойе с ее фотографиями, по непреднамеренному контрасту, сохраняет тот дух лирической драмы, который Морфовым со сцены изгнан. Его постановка «Дон Жуана» – жесткая, фарсовая и трагичная.

Герой совершенно деромантизирован. Из пьесы Мольера выкинуты все моменты, в которые Дон Жуану там дано проявить изящество мысли, мастерство интриги, остроумие в споре, высокое искусство обольщения. Но Александр Баргман, едва ли не самый популярный актер города, которого можно видеть регулярно в пяти разных театрах и еще на телевидении, знает толк в амплуа фата и первого героя. Эта роль превращает фата в современное сниженное качество «крутого» плейбоя. Ему все дозволено, у него нет противников, и в этом его драма. Ни к чему маска благопристойности, если и циничная гримаса не встречает недовольства. Женщины сами «вешаются» на него, готовы верить любому обману, который придет ему в голову. Сганарель, лицо практичное и зависимое от барина, взрывается гневом лишь у него за спиной. К отцу-маразматику прислушиваться нет необходимости. Священник сам опасается «звезды». Трудно оклематься после гульбы и перепоя, но всегда рядом услужливое окружение. Какие-то парни даже подражают его утренней разминке. Видение «страшного суда» оказывается театральной самодеятельностью друзей. Нищий готов богохульствовать по первой команде заказчика. Дон Жуан как будто заговорен: его не убивают оскорбленные им люди и не карает небо, но это перестает радовать. Расплата остается за кадром, агрессивно наступая на зашедшего поужинать мертвеца-Командора, Дон Жуан твердит свою молитву: «2 х 2 = 4». Таков итог, таков его тупик. Эмоциональные пики спектакля – две сцены любовных свиданий героя, которые оборачиваются жестокими изнасилованиями. Все остальное – печальный фарс.

Изящную классицистскую пьесу Морфов ставит, скорее, по законам ренессансной комедии, более грубой, более условной и легко оборачивающейся трагической стороной. Сплав шекспировского площадного юмора и приземленного ужаса оказывается актуальнее для нас, чем интеллектуальная игра в аристократическом Пале-Рояле XVII века. Язык визуальных образов преобладает над словесным. В мрачном пустом пространстве из дощатого «ничего» возникают видения: маскарадная игра, многофигурный могильный «памятник» Командора, состоящий из множества человеческих фигур, покрытых белыми тканями, берег моря с веселящимися на нем рыбаками. Стремительные сценические трюки сопровождаются печальной и медленной музыкой.

По супертеатральным законам площадного театра строит лаконичный кадр сценограф Александр Орлов, в этом духе играют и актеры: Владимир Богданов – в конце концов доведенного до отчаяния плута Сганареля, Евгения Игумнова – парализованную преданностью злодею Эльвиру, Елена Симонова и Родион Приходько – клоунскую пару запредельно-наивных крестьян Шарлотту и Пьеро, играют точно и стильно. Дон Жуану – Александру Баргману особенно трудно оставаться в жестком рисунке отвратительного антигероя, ведь в пяти минутах ходьбы от Комиссаржевки, в Александринском театре, он играет Дон Гуана, пушкинскую версию того же сюжета, а там без «истины страстей» не обойтись, и от нее так же непросто отвыкнуть, как от премьерского лоска.

Санкт-Петербург


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

Андрей Выползов

0
1997
США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

Михаил Сергеев

Советники Трампа готовят санкции за перевод торговли на национальные валюты

0
4666
До высшего образования надо еще доработать

До высшего образования надо еще доработать

Анастасия Башкатова

Для достижения необходимой квалификации студентам приходится совмещать учебу и труд

0
2542
Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Ольга Соловьева

Россия хочет продвигать китайское кино и привлекать туристов из Поднебесной

0
2928

Другие новости