0
990
Газета Культура Интернет-версия

30.03.2004 00:00:00

Заглянуть в колодец

Мария Дмитревская

Об авторе: Мария Дмитревская - кандидат искусствоведения, главный редактор "Санкт-Петербургского театрального журнала".

Тэги: песегов, минусинск, претендент, золотая маска


Несколько спектаклей последнего российского сезона возвращают надежду в существование режиссуры как авторской профессии. На нескольких российских фестивалях возникли спектакли режиссеров, которые одновременно видят, слышат, понимают, чувствуют и делают спектакли мирового класса. Таковы в первую очередь «Двойное непостоянство» Дмитрия Чернякова в Новосибирске и «Наваждение Катерины» Алексея Песегова в Минусинске. На самом деле они эстетически близки, а отличается лишь тем, что Черняков изыскан по-европейски, а изысканность Песегова очень почвенна, «незаемна».

«Наваждение Катерины» втягивает в воронку и испытывает «рапидными» ритмами тяжелого и страстного сна-наваждения. Здесь нет оперной злодейки Катерины Львовны Измайловой (Львовны!), а есть тоненькая, грациозная девочка (Екатерина Соколова точь-в-точь по лесковскому описанию – хрупкая, с иссиня черными волосами). Она зажигает лампадку и словно во сне совершает все убийства. Помните ощущение сна – ног не оторвать от земли? В речи этой Катерины – такая же медлительность, слов не оторвать от какой-то неведомой внутренней почвы, их держит могучая сила темного земного притяжения. Лесковский текст явлен в особом протяженном говорении, в растянутых гласных, и руки по-балетному изящно и тоже протяженно скользят в воздухе...

Спектакль Песегова на редкость лаконичен, строг, оттого каждая деталь заметна. Серые заборы усадьбы (Минусинск? Мценск?). Второй этаж – балкон купчихи Измайловой. Вот стоит она наверху с платком в руках и тихо перебирает тонкими пальцами его края. А внизу – приказчик Сергей, точно так же медленно перебирающий край картуза┘ В синхронном долгом движении – начало истории, немой сговор ритмов┘

Или вот. «Ты меня так целуй, чтоб вот с этой яблони, что над нами, молодой цвет на землю посыпался!» – велит Катерина Сергею. И на нее, запрокинувшую голову, под ликующую музыку действительно падают легкие, прозрачные белые хлопья. Трагическая рифма возникнет во втором, каторжном, акте: Сергей станет воровски, медленно стягивать с Катерины синие шерстяные чулки (для Сонетки, для Сонетки), – а ей, лежащей с запрокинутым лицом на досках, почудится, что это – вернувшаяся ласка, и под громовые аккорды посыплется на нее яблоневый цвет любви┘ Наваждение.

Любовь Катерины и Сергея – ритмичная плясовая, и с каждым новым свиданием (влез на балкон – встал утром – слез – выломал доску, ушел – снова влез...) она убыстряет ход. Музыка становится внутренним эмоциональным ритмом героев, а темп их жизни остается неизменным, «мценским». Так же лениво перекидывает Сергей ногу на балкон, так же спокойно зажигает Катерина свечу и откидывает руку на перила┘ А страсть – где-то там, под водой жизни. Музыка – как сердце, которое учащенно стучит в момент волнения, когда ноги замедляют ход┘

Греша перед Богом, страшно и бестрепетно греша, – Катерина каждый раз зажигает лампаду, и это делает историю еще более жуткой, вязкой, глубоко отечественной, темной. Как будто заглядываешь в старый колодец, а там нет дна┘ Это спектакль недолюдей, их недочувств, недоверы и долгого зрительского послечувствования.

Но в спектакле А.Песегова тьма отступает перед изысканной красотой спектакля, а погубительница многих жизней Катерина Измайлова странным образом вызывает у нас сочувствие. Потому что любила, потому что оказалась преданной (в обоих значениях этого слова).

На самом деле это очень внятный и по сути (по лесковской сути) очень религиозный спектакль.

Надо всем, вверху – маленькая икона Божьей матери, переворачивающаяся на мельничных крыльях, падающая ликом вниз всякий раз, когда Катерина совершает очередное убийство┘ Во втором акте (путь на каторгу) Богоматерь чуть видна, но уже очень высоко: она оставила это пространство без себя, и оно обречено на холод безбожия.

Главная мораль истории проста – не прелюбодействуй и не убий. Песегов недаром назвал спектакль «Наваждение┘». Он не только начинается сценой венчания Катерины с Зиновием. Он тем же и заканчивается. Уже утонув вместе с Сонеткой, медленно опустившись на реальное «дно», в голубой квадрат сценического «аквариума», – Катерина снова оказывается перед венцом. И снова из темноты тускло выступает лицо, она оборачивается – Сергей! И непонятно – было ли, не было? Венчают, как известно, на вечную жизнь перед Богом. Может быть, все случившееся – наваждение, искушение, пришедшее в момент венчания, предостережение?


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

Михаил Сергеев

Советники Трампа готовят санкции за перевод торговли на национальные валюты

0
831
До высшего образования надо еще доработать

До высшего образования надо еще доработать

Анастасия Башкатова

Для достижения необходимой квалификации студентам приходится совмещать учебу и труд

0
725
Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Ольга Соловьева

Россия хочет продвигать китайское кино и привлекать туристов из Поднебесной

0
843
Полномочия присяжных пока не расширяют

Полномочия присяжных пока не расширяют

Екатерина Трифонова

В развитии «народного суда» РФ уже отстает и от Казахстана

0
576

Другие новости