0
863
Газета Культура Интернет-версия

07.04.2004 00:00:00

Тройной юбилей и двойные концерты

Тэги: зандерлинг, консерватория, юбилей


зандерлинг, консерватория, юбилей Трижды юбиляр Владимир Крайнев.
Фото Фреда Гринберга (НГ-фото)

В столичной музыкальной жизни наблюдается непрерывное броуновское движение, но подлинного чуда, как, например, последний баховский рецитал Андрея Гаврилова (см. «НГ» от 05.04.04) порой приходится ждать неделями. Правда, бывает и так, что в один прекрасный день просто разрываешься – такое изобилие достойных и интересных событий параллельно. Как, например, тройной юбилей в консерватории (60-летие, 40 лет концертной деятельности и 10 – именному благотворительному фонду) отмечал пианист Владимир Крайнев, а в Доме музыки главный приглашенный дирижер спиваковского Российского национального симфонического оркестра Томас Зандерлинг представлял новую немецкую программу.

В СССР Крайнев входил в пятерку сильнейших после Рихтера и Гилельса. Когда умирал кто-то из членов Политбюро, то классическая музыка в эфире чаще всего звучала именно в исполнении Крайнева. Творческая судьба пианиста складывалась счастливо, как в сказке. Школа Нейгауза, Гран-при международных конкурсов, в том числе «золото» на Чайковском, самые крутые гастроли и записи, дружба с великими людьми современности, все мыслимые при советском строе награды и звания. Сегодня Крайнев является приглашенным профессором Высшей школы музыки и театра в Ганновере, руководителем своего личного конкурса юных пианистов в родном Харькове. Больше всего на свете любит своих "детей", вместе с которыми выступает по всему свету. Вторым браком женат на знаменитом тренере фигурного катания Татьяне Тарасовой, воспитавшей поколения олимпийских чемпионов. Человек с большим чувством юмора – недаром же родился первого апреля. На юбилейном вечере в БЗК прозвучали двойные фортепианные концерты Баха, Моцарта и других классиков, вместе с мастером в сопровождении оркестра Александра Рудина «Musica viva» солировали его любимые ученики: украинцы Игорь Четуев и Валерия Мирош, россиянин Илья Рашковский и Тонг Бо из Китая. Короче говоря, построил дом, посадил дерево, воспитал ученика – и сам в прекрасной творческой форме и в отличном жизненном тонусе. Поздравляем!

Томас Зандерлинг приступил к своим обязанностям в НФО в феврале, начав с Немецкого реквиема Брамса («НГ» от 11.02.04). И вот новая, снова чисто немецкая программа. Сердцевиной вечера вновь стала «крупная форма» – Третья симфония Шумана, во втором отделении фортепианный концерт Мендельсона и в завершение симфонические фрагменты из Вагнера. Наиболее знаменитое в Третьей симфонии Адажио – дополнительная медленная часть, увеличившая цикл до пяти частей, – создано под впечатлением Кельнского собора на Рейне, поэтому и вся симфония была названа современниками «Рейнской». Одна из самых популярных шумановских партитур у нас исполняется весьма редко, во многом потому, что за ее кажущейся ясностью и прозрачностью кроется масса технических и философских сложностей, являющихся испытанием на прочность для любого оркестра. В наследии Шумана – одного из самых последовательных представителей романтических «бури и натиска» в музыкальном искусстве, это произведение занимает особое место, сочетая вдохновенную романтику с классической стройностью и порой строгостью, скупостью изложения. НФО достойно обошел все подводные рифы. Эффектны были крайние части цикла, отличавшиеся истинно романтической эмоциональностью, помноженной на подвижные темпы (иногда даже чересчур) – все это заставляло музыкантов словно напоказ выставлять их виртуозность. И все же романтическому трепету в интерпретации, предложенной Зандерлингом, было отведено слишком уж скупое место. Впрочем, и в остальных лирических страницах симфонии оркестр был гораздо менее выразителен, а скорее чересчур точен и скрупулезен, заменяя романтический порыв галантной деликатностью. Более эмоционально, словно отвечая порывистому прочтению пианистки Екатерины Мечетиной, провел оркестр свой аккомпанемент в Первом концерте Мендельсона. Однако и здесь тонкая лирика оказалась в плену брутальности, которая нашла наиболее адекватное воплощение в «Полете валькирий» и во вступлении к «Тристану и Изольде».


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

Андрей Выползов

0
1283
США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

Михаил Сергеев

Советники Трампа готовят санкции за перевод торговли на национальные валюты

0
3404
До высшего образования надо еще доработать

До высшего образования надо еще доработать

Анастасия Башкатова

Для достижения необходимой квалификации студентам приходится совмещать учебу и труд

0
1929
Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Ольга Соловьева

Россия хочет продвигать китайское кино и привлекать туристов из Поднебесной

0
2226

Другие новости