0
2856
Газета Культура Интернет-версия

30.04.2004 00:00:00

Полька-бабочка

Елена Левинская

Об авторе: Елена Левинская - театральный критик, кандидат искусствоведения.

Тэги: еремин, театр, премьера


Юрий Еремин, посягнувший на нашу пьесу-легенду (комедия Лопе де Вега триумфально шла в ЦТСА более сорока лет), – фигура отчасти даже загадочная. Кредо, режиссерский почерк, темы, творческий метод? Местоположение в табели о рангах, наконец? Здесь успех, там пролет, не уследишь. Редкостный карьерный взлет – в 29 лет, после актерского факультета ГИТИСа, возглавил ростовский ТЮЗ, в 37 лет он уже главный режиссер ЦТСА – и бесславное правление в Театре им. Пушкина, и какой-то несолидный оттуда уход (надоело – выбросил: не интересно). И – в ритме польки-бабочки по отечественным/зарубежным сценам. Только в этом сезоне: «Дама! Дама! Еще дама!..» (Театр им. Моссовета), «Тень» (РАМТ), «Последняя жертва» (МХАТ им. Чехова), и вот теперь «Учитель танцев», со следами поспешности, остаточной режиссерской энергии, а сезон-то еще не кончился.

Такое порхание – в природе творческого дара господина Еремина. Его стихия – эмоциональный интерес, интерпретация, нечто поверх автора. Совпало – пьеса обогащается, нет – разваливается, и тогда легко проследить, что по-настоящему волнует постановщика, а что ему безразлично. Герои Лопе, например, заговорили у него «жизненной» прозой подстрочника, а сюжет не прочитывается. Ну влюбился некто, проник к ней в дом под видом учителя танцев, ну просунула ее сестра, истомившись по амуру при живом муже, сквозь прутья балкона ножку какому-то олуху, а дальше-то что? Кто кому подменил записку? Ночью в саду – кто с кем? И что там за бодяга с бриллиантами? Постановщику неинтересно. А тексту-то еще на час – как же быть? Известно как – «театр в театре». Падают вдруг сверху кулисы цвета кровавой корриды, бренную прозу сменяет стих, беспутная сестрица преображается в Кармен – и понеслись испанские страсти. Жарь, ребята, от сих до сих по Щепкиной-Куперник! Ребята жарят. Вникать, кто, с кем и почему, уже не надо. Проскакивает.

Мотивации поступков отсутствуют, а что тогда играть? Ну, бенефис Ольги Остроумовой, ради которой подкорректировали роль сестры-бесстыдницы и нашили кучу костюмов. Но в основном танцуют. Тут как раз видна большая подготовительная работа (хореограф – Татьяна Борисова), не зря же Гедиминас Таранда, в прошлом солист Большого, в заглавной роли. И его партнерша, дебютантка на «моссоветовской» сцене Катя Гусева (телесериал «Бригада»), и Александр Леньков, как всегда, обаятельно-сумасшедший, и Ольга Кабо, уверенно играющая в очередь с госпожой Остроумовой, танцуют не хуже. Не взлетим, так поплаваем. Но поскольку драматическое напряжение все равно не держится, из артистов мне больше всех понравилась (госпожу Остроумову я не видела) тихая и мягкая коза из Уголка Дурова. Так бы и расцеловала ее в изумленные очи – ну что, мол, брат коза?

Тут бы и закончить, да не так меня учили. Что хотел сказать постановщик, перенося действие в Испанию первой половины ХХ века? Почему коза? Главный интерес господина Еремина – атмосфера. Увлеченно, даже страстно воссоздается настроение острой, словно перед бедой, деревенской идиллии. Тут и предрассветный птичий щебет, и крестьянка, которая в сумерках доит козу, и ночные сверчки, и долгое привольное кружение в лунном свете на велосипедах с горящими на руле фонариками, выхватывающими из темноты вечнозеленые кроны лавров (художник – Мария Рыбасова)┘ Словом, не Лопе де Вега, но Федерико Гарсиа Лорка.

Герой – в солдатской форме, а в текст вставлена подсказка: только что закончилась война. Обеих мировых на территории Испании не было, гражданскую увенчал многолетний режим Франко, речь, стало быть, идет о промежутке между двумя диктатурами, когда ненадолго победил Народный фронт. Допустим, это август 1936 года, а точнее – последние мгновения перед тем, как в деревушке под Гранадой был расстрелян Лорка и начался фашистский переворот.

Нет, Федерико не занимался политикой, он был поэт, «учитель танцев», – и никогда не служил в армии (есть, правда, фото: тридцатисемилетний Лорка с матерью за год до гибели – и почему-то в военной робе, точь-в-точь как у Таранды, и даже лицом похож). Но поэт ты или делаешь бизнес – твоя маленькая частная жизнь у времени в плену. Построены все. После 36-го года наступает 37-й – для всех. Не потому ли отброшен жизнерадостный финал Лопе?

Труппа Лорки возила по селам постановки Лопе – может, отсюда и «театр в театре»? Лорку убили у «источника слез», снабжавшего по желобам водой Гранаду, – может, отсюда и желоб, по которому утекает вода куда-то в оркестровую яму? Вопросы, вопросы┘ Не выстроено, не сыграно. Так, штрихами, для себя, почти на подсознательном уровне.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

Михаил Сергеев

Советники Трампа готовят санкции за перевод торговли на национальные валюты

0
544
До высшего образования надо еще доработать

До высшего образования надо еще доработать

Анастасия Башкатова

Для достижения необходимой квалификации студентам приходится совмещать учебу и труд

0
478
Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Ольга Соловьева

Россия хочет продвигать китайское кино и привлекать туристов из Поднебесной

0
575
Полномочия присяжных пока не расширяют

Полномочия присяжных пока не расширяют

Екатерина Трифонова

В развитии «народного суда» РФ уже отстает и от Казахстана

0
411

Другие новости