0
1667
Газета Культура Интернет-версия

09.12.2004 00:00:00

«Черным по белому» Хайнера Геббельса

Тэги: геббельс, театр, гастроли, москва


Музыкально-драматическая пьеса «Черным по белому» Хайнера Геббельса для 17 музыкантов «Модерн-ансамбля» завершила Год культуры Германии в России. Это был счастливый выбор организаторов, потому что спектакль явно не вписался в привычную скуку официально-протокольного мероприятия. И, конечно, не случайный: он объездил множество стран Европы, Америки, Азии.

Геббельс посвятил свою работу знаменитому режиссеру Хайнеру Мюллеру, с которым как композитор сотрудничал много лет. В спектакле звучит запись голоса Мюллера, сделанная еще в 70-х. «Вы, читающие, находитесь еще в числе живых; но я, пишущий, к этому времени давно уйду в край теней». Так начинается новелла Эдгара По «Тень». В ней речь идет о пире семи друзей во время чумы. Внезапно появляется странная Тень – ни человека, ни божества, – которая на вопросы отвечает голосами «многих тысяч ушедших друзей». Хайнер Геббельс сделал спектакль не о пире во время чумы, а об искусстве в отсутствие автора.

В спектакле множество разностилевых и разножанровых музыкально-драматических эпизодов, язык которых сочетает элементы авангарда, джаза, рока и традиционной музыки – от японского кото до пения еврейского кантора. Музыканты веселятся, бросая через всю сцену мячи в большой барабан. А вместо хиосского вина скромно заваривают чай. Лейтмотивом становится звук нервного шуршания и постукивания карандаша по бумаге.

Сценические и музыкальные события совершаются параллельно время от времени звучащим текстам Эдгара По на английском, французском и немецком языках. И очень редко совпадают по внутреннему настроению. Главным в спектакле становится не мистический ужас и не скорбь, несмотря на тихий истаивающий финал. А радость коллективной игры и сотворчества.

Имя композитора и режиссера Хайнера Геббельса мало известно в России. Первый раз его спектакль «Хаширигаки» по Гертруде Стайн был показан на Театральной олимпиаде в 2001 году. Год назад он приезжал на Первый московский фестиваль Театра звука. Тогда мы познакомились с его творчеством по видеозаписи. То, что он делает, трудно подогнать под какие-то известные рамки и мерки. Это – не опера, не концерт, не мюзикл, не балет. Это современный музыкальный театр, где история большей частью рассказывается средствами музыки и сценического действия в диалоге с другими искусствами. В этом театре нет обычных оперных или драматических амплуа, нет разделения на солиста и оркестр, на героя и массовку. Нет главных певцов и актеров. В разные моменты спектакля ведущим может стать любой – скрипач, барабанщик, осветитель...

Хайнер Геббельс начинал как композитор. Увлекался роком, авангардом. Много писал для драматического театра. Но был им неудовлетворен. С этого и начался его собственный режиссерский путь. Как говорит Геббельс, драма для него – это театр упущенных возможностей. Потому что обычно режиссер отметает любые самые потрясающие идеи актеров, отстаивая свою позицию. Жесткая иерархия средств различных искусств не дает им полноценно раскрыться.

Геббельс называет свой театр театром меняющихся иерархий. Никогда не заканчивает партитуру до начала репетиций, уточняет ее в процессе работы. Не было бы в «Модерн-ансамбле» японки, не появилась бы сцена, где она играет на кото. А поскольку «Модерн-ансамбль» – коллектив интернациональный, где много музыкантов из разных стран, в спектакле постоянно возникают разноязычные и разнокультурные элементы и ассоциации. Но, соединяя разное, Геббельс не смешивает их в нерасчленимое единство, не растворяет в общей массе. Дает возможность каждому голосу прозвучать равноправно.

По всему миру идет процесс смешения культур. Искусство композитора, как говорит Х. Геббельс, лишь незначительная часть этого явления.

Из досье «НГ»
Хайнер Геббельс родился в Германии. Изучал музыку и социологию. С конца 1970-х пишет музыку для драматических и балетных спектаклей. В 80-е под влиянием творчества Хайнера Мюллера начинает заниматься режиссурой. Постановки: «Казино Ньютона» (ТАТ, Германия,1990, Париж, 1993), «Суррогатные города» (90-минутная композиция для оркестра, Германия, 1994 г.), «Возобновление» «Черное на белом» (пьеса для 17 музыкантов «Модерн-ансамбля»1996), «Макс Блэк» (1999), «Хаширигаки» (2000) и др. Член Немецкой академии изобразительных искусств во Франкфурте-на-Майне и Академии искусств в Берлине. Лауреат премии Европы «Новая реальность» (Таоармина, 2001).


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

Андрей Выползов

0
1554
США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

Михаил Сергеев

Советники Трампа готовят санкции за перевод торговли на национальные валюты

0
3985
До высшего образования надо еще доработать

До высшего образования надо еще доработать

Анастасия Башкатова

Для достижения необходимой квалификации студентам приходится совмещать учебу и труд

0
2209
Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Ольга Соловьева

Россия хочет продвигать китайское кино и привлекать туристов из Поднебесной

0
2487

Другие новости