0
914
Газета Культура Интернет-версия

17.02.2005 00:00:00

«Стыдно быть несчастливым┘»

Екатерина Ефремова

Об авторе: Екатерина Ефремова - театральный критик.

Тэги: петербург, волид, драматургия, фестиваль


Программа этого фестиваля с огромным трудом поддается интерпретации: с первого взгляда кажется, что и концепции никакой нет, а просто старые друзья Александра Володина придумали повод, чтобы раз в год съезжаться в Петербург не просто на день рождения Александра Моисеевича, а на фестиваль его памяти. Тем более что сейчас и приезжать в Петербург уже не к кому: вдова умерла, а сыновья живут в Америке. А дома-квартиры Александра Володина в Петербурге, по примеру, скажем, дома-квартиры Александра Островского в Москве – пока еще не существует. Так что фестиваль оказывается реальным местом для встречи с людьми, которые еще помнят великого российского драматурга, писавшего под псевдонимом (по имени старшего сына) Володин.

В программе нынешнего фестиваля были и профессиональные спектакли, и студенческие, и читки новых пьес – победителей драматургического конкурса «Современная пьеса» (кстати, первое место заняла Ольга Мухина).

Премию имени Володина получил Резо Габриадзе: он привез на фестиваль знаменитую «Осень моей весны» своего собственного тбилисского театра-студии, ту самую, помните, с птичкой Борей Гадаем в главной роли, поставленную аж лет двадцать назад, но собравшую подряд четыре аншлаговых зала. Питерские театралы сами пришли и детей-внуков привели: когда еще они увидят Габриадзе!

Настоящий фурор произвела постановка Сергея Афанасьева по пьесе Михаила Зуева «Зеленая зона» из Новосибирского городского драматического театра под руководством Афанасьева. В жилом бараке середины пятидесятых годов живут, и довольно дружно, несколько семей. Живут они в ожидании расселения из своего жилья по новым квартирам, а потому ведут себя осторожно: с оглядкой на тарелку репродуктора и занимающий центральное место радиомикрофон. Кажется, что это просто режиссерский прием: мол, актеры разыгрывают радиопьесу. Но от сцены к сцене к этому микрофону начинаешь относиться с все большей настороженностью, понимая, что из детали сценического пространства он превращается в основную смысловую «ось» спектакля: мол, все, что говорится, слышат там, где надо, и те, кто должен. Кто конкретно имеется в виду – каждый решает сам: то ли кагэбэшная «прослушка», то ли сам Всевышний, то ли простой ангел-хранитель.

Герои относятся к этому как к данности, очень смешно этот микрофон обыгрывают: что кажется важнее – скажут громче, и даже интимности подробно простонут, чтобы слышно было лучше. Ни о какой свободе и речи нет, все стараются говорить правильно: ради квартирного будущего, понятное дело, стараются. Но один все же решает пошутить и обсудить вопрос: «Коммунизм скоро будет?» – «Скоро», – отвечает он сам себе. Вокруг него повисает тяжелая пауза, и сразу же становится понятно, что шутка эта так просто не пройдет. «Времена другие, а люди-то те же». Последствия не заставляют себя долго ждать: расселяют не этот – соседний барак, а шутника жестоко и грубо избивают соседи. А микрофон остается стоять, где стоял – в центре.

«Сонечка» Людмилы Улицкой в постановке Марины Брусникиной из МХТ имени Чехова – совсем другое дело. На первый взгляд кажется, что зрители случайно оказались на актерской читке повести. Текст читается актерами друг за другом, кое-где перебиваясь отрывками из литературной классики, где-то музыкальными «отбивками» или «отпевками». И в конце концов становится интересен зрителям ровно настолько, насколько для них интересен «поток сознания» самого автора – Людмилы Улицкой. И – насколько это захватывает молодых актеров МХТ (видно, что – захватывает).

«Записки нетрезвого человека» по произведениям Виктора Некрасова, Сергея Довлатова и Александра Володина в постановке Владимира Оренова завершали фестиваль. Это было достойно: в спектакле использовалась «открытая» структура действия, что, конечно, не ново, но на этот раз актеры играли со зрителями на самом деле, а не понарошку, как это обычно бывает; «алюминиевые» стены художника Давида Боровского стали хорошим фоном для нетрезвых жизненных откровений «осколков» питерской интеллигенции; да еще и авторам сценария удалось попасть в некое володинское, что ли, мироощущение, и вслушиваться в этот весьма точно смонтированный и почти наизусть знакомый текст было на редкость приятно. И не оставляло странное ощущение, будто сам Александр Моисеевич тоже смеется где-то там, на «другой» планете, как он сам когда-то написал.

 

Санкт-Петербург


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

Андрей Выползов

0
1364
США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

Михаил Сергеев

Советники Трампа готовят санкции за перевод торговли на национальные валюты

0
3566
До высшего образования надо еще доработать

До высшего образования надо еще доработать

Анастасия Башкатова

Для достижения необходимой квалификации студентам приходится совмещать учебу и труд

0
2018
Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Ольга Соловьева

Россия хочет продвигать китайское кино и привлекать туристов из Поднебесной

0
2300

Другие новости