0
1030
Газета Культура Интернет-версия

25.02.2005 00:00:00

Фестиваль Чайковского для разнообразия

Екатерина Ефремова

Об авторе: Екатерина Ефремова - музыкальный и театральный критик.

Тэги: фестиваль, чайковский, мариинка, петербург


В Петербурге завершились два музыкальных фестиваля: Чайковского в Мариинском театре и «Музыкальный Эрмитаж» в Государственном Эрмитаже.

Мариинский театр, не мудрствуя лукаво, предложил публике очередной «именной» фестиваль, на этот раз собрав вместе во времени произведения Петра Ильича Чайковского – от «Чародейки» до «Пиковой дамы». На что театр имел полное право: премьеры шести из девяти опер и двух из трех балетов состоялись на его сцене. Кроме того, лишь в этом театре Чайковский решился встать за дирижерский пульт: он четыре раза дирижировал «Чародейкой». Дирижер Валерий Гергиев по странному стечению обстоятельств тоже последовал его примеру: на фестивале он присутствовал всего один раз, на этой же опере. А на пресс-конференции перед его началом довольно устало произнес, что уступит место за пультом на этом фестивале дирижерам других поколений. Так и случилось: Туган Сохиев и Борис Грузин вынесли на своих плечах музыку Чайковского: один – энергией молодости, другой – жизненной силой опыта.

Фестиваль не блистал шедеврами, однако и рядовой «сборной солянкой» его не назовешь. Тем более что на каждом спектакле было на кого посмотреть и что послушать – девять дней сплошного Петра Ильича, где еще такое придумают? Да еще можно было сравнить разные постановки: «Щелкунчика» давали в двух вариантах – одного, вагановского, в хореографии Василия Вайонена, другого, мариинского, в постановке Михаила Шемякина и хореографии Кирилла Симонова. К сожалению, на «Щелкунчике» линия сопоставлений заглохла.

Темиркановская «Пиковая дама» казалась удивительно красивой и гармоничной, даже в знаменитой сцене у эрмитажной Зимней канавки – со световыми эффектами, вроде бы еще технически недоступными в 84-м, в момент ее постановки; а в антракты, длившиеся по полчаса, выставляли восстановленные декорации, погоревшие во время пожара с 4 на 5 сентября 2003 года. Классика музыкального театра двадцатилетней давности выглядела на редкость адекватно музыке Чайковского, по-имперски роскошно и по-темиркановски старомодно романтично.

Жаль, что на этом фестивале нельзя было сравнить постановку Юрия Темирканова с режиссерским вариантом Александра Галибина или со знаменитой европейской постановкой Льва Додина, но, вероятно, нельзя объять необъятное, да и финансы скорее всего не позволяли даже мечтать об этом. Зато было много просветительского и благотворительного: общедоступные камерные концерты в фойе бельэтажа, программа для детей «Сказки Чайковского» и целый «День Чайковского» с концертами и просмотром фрагментов видеофильмов.

С другой стороны, на фестивале было много молодых исполнителей, которые обычно скрыты под сенью более пропиаренных звезд Мариинской сцены. В «Евгении Онегине» (Ляйзера-Корье) удачно выступила в партии Татьяны Елена Ласовская, по-актерски еще зажатая и с трудом владеющая пространством сцены, но с голосом сильным, перекрывающим любые актерские недостатки, глубоким и выразительным. А в «Лебедином озере» партию Одетты-Одиллии танцевала Алина Сомова, которая выглядела, прямо скажем, очень странно рядом с Данилой Корсунцевым и на фоне блестяще вымуштрованного мариинского кордебалета: это был тот редкий случай, когда вместо примы лидировал кавалер, а кордебалет затмевал солистку. У г-жи Сомовой осмысленная духовность одного из лучших питерских лебедей Ульяны Лопаткиной оборачивалась техничным копированием с сильным налетом жизненного цинизма. Может быть, таково вообще движение современного искусства: от духовности к цинизму?

В то же время, но в другом месте – в ночных пространствах Эрмитажа проходил фестиваль местной Академии музыки: в разных залах музея у дирижерского пульта стоял Саулюс Сондецкис. Гость редкий, но желанный в Петербурге. Уникальному умению этого человека превращать партитуры в лишенные цинизма, спокойные и благородные мысли может позавидовать любой дирижер мира.

 

Санкт-Петербург


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

Андрей Выползов

0
1371
США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

Михаил Сергеев

Советники Трампа готовят санкции за перевод торговли на национальные валюты

0
3580
До высшего образования надо еще доработать

До высшего образования надо еще доработать

Анастасия Башкатова

Для достижения необходимой квалификации студентам приходится совмещать учебу и труд

0
2027
Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Ольга Соловьева

Россия хочет продвигать китайское кино и привлекать туристов из Поднебесной

0
2305

Другие новости