0
910
Газета Культура Интернет-версия

18.03.2005 00:00:00

Ностальгия по Додину

Тэги: театр, додин, абрамов, юбилей


театр, додин, абрамов, юбилей Лев Додин: «Братья и сестры» живут и побеждают.
Фото Михаила Гутермана

Двадцатилетие сценической дилогии «Братья и сестры» в Малом драматическом театре – Театре Европы по времени совпало с 85-летием автора ее прозаического текста Федора Абрамова. Эти даты так и отмечают дуплетом: два спектакля, 9 и 10 марта, в Петербурге, а 19 и 20 марта, в Москве (спектакль-юбиляр открывает «Золотую маску»).

Спектакль возникает в памяти совсем иным, за эти двадцать лет очень сильно изменившимся, «повзрослевшим» и проявившим за это время в себе смыслы иные, чем те, которые были «заложены» в нем при его создании. И дело, как вы понимаете, совсем не в том, что перед началом спектакля на сцену выходит один из актеров и очень доходчиво просит публику отключить мобильные телефоны. А в том, что этот спектакль можно воспринимать очень по-разному: и как этнографически точно воссозданную реконструкцию исторического прошлого, и как развенчание «лживых мифов российской истории» (Додин), и как череду очень простых и конкретных человеческих историй, ровно настолько «привязанных» к какому-то историческому периоду, насколько может к чему-либо вообще быть «привязана» любовная история. За двадцать лет он описан столько раз и настолько тщательно, что добавить что-либо к уже сказанному кажется невозможным.

Актеры додинского театра в этом спектакле играют всю свою жизнь, без привычных театральных «вводов», когда роль одним актером «выращивается», а с течением времени передается – другому. И в этом тоже можно увидеть один из смыслов этого спектакля, возможно, его уникальный смысл: актеры его не играют, а проживают в нем всю свою жизнь. За двадцать лет ушли из жизни Евгения Баркан, Николай Лавров, Владимир Осипчук, Феликс Раевский, Борис Бабинцев, Владимир Семичев и Олег Козлов. Ушел из театра Сергей Бехтерев. Долгие месяцы не играла Татьяна Шестакова (ее достойно заменяла Татьяна Рассказова). Специально для юбилейных спектаклей театр выпустил огромную программку, в два раза большую, чем привычно: в ней уместились один за другим все исполнители каждой роли, дети, которые когда-либо играли в этом спектакле, и даже все страны и города, в которых театр побывал с ним на гастролях.

На творческой встрече с создателями этой дилогии, которая предшествовала юбилейным спектаклям, случился весьма откровенный диалог между Петром Семаком (актером, играющим роль Михаила Пряслина) и Львом Додиным. Семак, который, как известно, даже уходил на время из театра Додина во МХТ, но довольно быстро оттуда вернулся, вдруг очень агрессивно заговорил о своем «кладбище несыгранных ролей», которое, в общем-то, есть в судьбе у каждого додинского актера. На что Лев Абрамович спокойно заметил, что и он мог бы поставить в своей жизни гораздо больше спектаклей. Да и вообще на жизнь можно смотреть и как на «кладбище сыгранных ролей», и как на череду «выращенных ролей».

На жизнь можно смотреть и просто – как на жизнь. Но если внимательно изучить ту часть программки к спектаклю, в которой перечислены шестнадцать стран, включая Америку и Японию, в которых театр побывал только лишь с этим спектаклем за двадцать лет, то станет даже как-то неловко за эту семаковскую агрессию. Это ведь тоже проблема интерпретации: смотря как посмотреть на ситуацию. Собственно говоря, дело личного выбора: играть ли сотни ролей в безвестных спектаклях или за всю жизнь всего одну-две, но объехать с ними весь мир. Додинские актеры явно выбрали второе, но ощущают ли они свою жизнь как счастливую – это большой вопрос. По крайней мере неудавшейся, бессмысленной или там скучной их жизнь уж никак не назовешь.

В заключение добавлю, что для каждого, кто видел абрамовскую дилогию двадцать лет назад, – этот спектакль окажется прежде всего воспоминанием о прошлом, и не о том послевоенном прошлом, о котором он реально рассказывает, а о своем собственном, двадцатилетней давности. И в этом его еще одна удивительная сущность. У каждого ведь свое прошлое и, следовательно, свой спектакль – и с этим ничего не поделаешь.

Санкт-Петербург


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

Андрей Выползов

0
1329
США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

Михаил Сергеев

Советники Трампа готовят санкции за перевод торговли на национальные валюты

0
3490
До высшего образования надо еще доработать

До высшего образования надо еще доработать

Анастасия Башкатова

Для достижения необходимой квалификации студентам приходится совмещать учебу и труд

0
1977
Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Ольга Соловьева

Россия хочет продвигать китайское кино и привлекать туристов из Поднебесной

0
2268

Другие новости