0
1016
Газета Культура Интернет-версия

22.03.2005 00:00:00

Просто сказка

Тэги: театр, балет, фестиваль, петербург


театр, балет, фестиваль, петербург В оформлении оперы «Сказка о царе Салтане» словно ожила классическая книжная графика. Сцена из спектакля.
Фото Reuters

Вслед за фестивалем Чайковского (неполное собрание сочинений на музыку Петра Ильича на Мариинской сцене) в афише театра появился еще один новый фестиваль под названием «Масленица» – праздничный, веселый и сказочный. Концепция этого фестиваля тоже довольно проста и весьма патриотична: шесть дней отданы «сказочным» спектаклям театра на музыку российских композиторов.

Прежде всего двум премьерным спектаклям оперы «Сказка о царе Салтане» Римского-Корсакова (режиссер-постановщик Александр Петров) с Ольгой Трифоновой – Царевной Лебедем и балетом «Легенда о любви» Меликова (постановка Юрия Григоровича 1961 года), в котором в партии Мехмэне Бану выступила (в третий раз) Ульяна Лопаткина. Да и остальные постановки – очень современная «Золушка» Прокофьева – Ратманского (2002), весьма традиционный «Садко» Римского-Корсакова – Степанюка (1993) и остроавангардный «Щелкунчик» Чайковского в скандальной интерпретации Михаила Шемякина (2001) – тоже вполне вписывались в объемную сказочную концепцию. Центральным событием фестиваля, несомненно, стала объявленная премьера: очередная опера Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане» в постановке Александра Петрова и сценографии Владимира Фирера по мотивам эскизов Ивана Билибина неожиданно для всех оказалась мемориальным спектаклем памяти художника. Фирер смешал в своем сценографическом решении, пожалуй, всего возможного Билибина: иллюстрации к пушкинским сказкам, сценографию к парижской постановке 20-х годов (в рамках «Русских сезонов») и к спектаклю Мариинского театра 1937 года. Книжная графика ожила в анимационных заставках к оркестровым антрактам, и даже сценическая коробка оказалась окаймлена геометрическим «билибинским» орнаментом.

Возникало лишь одно «но»: то, что хорошо смотрится на полнометражной мемориальной выставке, оказывается странным месивом на театральной сцене, в спектакле, требующем некоего единого концепционного решения. Кстати сказать, Фирер не обошел и работу Врубеля, оформлявшего «Салтана» в московской премьере: костюм Царевны Лебедь на удивление напоминает костюм его жены в этой же партии на великолепном врубелевском портрете. Заметны были и рериховские мотивы. Петрову же как режиссеру оставалось придать постановке некую условную архаичность и умело использовать избыточные билибинско-фиреровские декорации и костюмы. Хотя сам он декларировал аж три режиссерские концепции: воссоздание «великой сказки Пушкина», «борьбу белой магии лебедя и черной магии Бабарихи», которую проводят шесть слуг лебедя, что-то вроде итальянских дзанни и вполне реалистичную историю «воссоединения отца и сына», вероятно, так и не сумев выбрать одну – главнейшую для спектакля.

С точностью до наоборот «читался» балет «Легенда о любви» Меликова – Григоровича: вот уж где совместились кажущаяся простота решения, изобилие смыслов и идеальная точность движений Ульяны Лопаткиной. Очень неожиданно из восточного сюжета о коварстве властительной женщины, вначале отдавшей свою красоту за жизнь младшей сестры, а затем положившей все силы на то, чтобы разлучить эту сестру с возлюбленным, понравившимся ей самой, «вытанцовывалась» совсем иная балетная история. Ульяна Лопаткина всегда удивительно танцует страдание, кажется, что в балете тема расставания со своим лицом, своей красотой, своим «я» накладывается на что-то гораздо более значимое и по-человечески понятное – тему всевластия времени, уничтожающего любую жизнь, – легко, настойчиво и незаметно. Балет делает это особенно явным: любая балерина, а уж тем более – великая, рано или поздно соглашается отдать свое «лицо» другой, так же как Нинель Кургапкина передает свои партии Ульяне Лопаткиной. Только так и никаким другим образом, когда один человек «отдает» свое «лицо» другому, преодолевается власть времени и длится жизнь балетного спектакля.

Санкт-Петербург


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

Андрей Выползов

0
1262
США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

Михаил Сергеев

Советники Трампа готовят санкции за перевод торговли на национальные валюты

0
3356
До высшего образования надо еще доработать

До высшего образования надо еще доработать

Анастасия Башкатова

Для достижения необходимой квалификации студентам приходится совмещать учебу и труд

0
1906
Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Ольга Соловьева

Россия хочет продвигать китайское кино и привлекать туристов из Поднебесной

0
2206

Другие новости