0
1025
Газета Культура Интернет-версия

10.06.2005 00:00:00

Рядом с Гергиевым, после Светланова

Андрей Поскакухин

Об авторе: Андрей Поскакухин - корреспондент РИА "Новости", специально для "Независимой газеты".

Тэги: резиденси, ярви, оркестр


– Господин Ярви, в пятидесятые годы вы учились в Ленинградской консерватории, значит, хорошо знакомы с произведениями российских композиторов. Повлияет ли это на вашу работу с гаагским оркестром?

 

– Я очень люблю русскую музыку, которая мне близка так же, как и русская культура в целом. Когда я впервые буду дирижировать оркестром «Резиденси» в Гааге на открытии сезона 20 сентября, замечательный русский пианист из Гамбурга Александр Маркович исполнит Второй концерт Чайковского. Мы также предложим вниманию публики «Картинки с выставки» Мусоргского. Кроме того, будет исполнена праздничная рапсодия «Пит Хейн» известного голландского композитора первой половины XX века Петера ван Анройя. Этот музыкальный вечер будет приурочен к выступлению в Рыцарском зале нидерландского парламента с тронной речью королевы Нидерландов Беатрикс. Мой предшественник на посту главного дирижера «Резиденси» – один из самых лучших российских дирижеров Евгений Светланов – привнес в репертуар оркестра много русской музыки. В Гааге нередко выступает в качестве приглашенного дирижера еще один выдающийся российский маэстро – Геннадий Рождественский. Я постараюсь не повторять Светланова и Рождественского, а исполнять с оркестром ту русскую музыку, которую голландская публика еще не слышала. Главное – чтобы это была музыка высокого класса и чтобы музыканты и слушатели получали от нее удовольствие. Кстати, в оркестре замечательные музыканты, с которыми можно делать чудеса. Среди них много русских.

Но, конечно, я собираюсь дирижировать и музыкой эстонских композиторов, в частности Эдуарда Тубина, столетие которого отмечается в нынешнем году. Вместе с оркестром «Резиденси» мы предложим вниманию публики музыку ныне живущих композиторов старшего поколения. И, в частности, Аарво Пярта. Других, к сожалению, не все знают, а они пишут прекрасную музыку.

 

– Встречаетесь ли вы со своими однокурсниками?

 

– Люди, с которыми я учился в Ленинграде, – мои лучшие друзья, они для меня как родные, и я испытываю чудесные теплые чувства, когда встречаюсь с ними во время моих приездов в Петербург.

Вообще здорово, что главными дирижерами двух других лучших голландских симфонических оркестров тоже являются выпускники Ленинградской консерватории: Марисс Янсонс – главный дирижер амстердамского оркестра «Консертхебау», а Валерий Гергиев – Роттердамского филармонического оркестра. Таким образом, Нидерланды стали мировым музыкальным центром.

 

– Будете ли вы в предстоящее время еще выступать в России?

 

– В конце июня – начале июля нынешнего года в Мариинском театре состоится «Марафон Ярви». Концертами, которые пройдут в его рамках, кроме меня будут дирижировать мои сыновья Паво и Кристиан, а дочь Марика будет играть на флейте. Кристиан будет дирижировать исполнением 10-й симфонии Тубина в честь его столетия. Будут также исполнены произведения Томберга, которому исполняется 75 лет, и Пярта, отмечающего в этом году свое 70-летие. Эти два композитора приедут на «Марафон Ярви» в Петербург. Я буду дирижировать по очереди обоими оркестрами Петербургской филармонии. Мы исполним все балетные сюиты Дмитрия Шостаковича, посвятив концерты столетию со дня рождения этого выдающегося русского композитора, которого я считаю наряду с Тубиным лучшим симфонистом в мире.

 

– Кстати, звучит ли русская музыка в Эстонии?

 

– Когда заходит речь о русской музыке, я всегда с гордостью говорю, что был хорошо знаком с Давидом Ойстрахом, которого считаю лучшим скрипачом в мире. В эстонском городе Пярну, где он жил 20 лет, каждый год в июле проходит фестиваль имени Ойстраха. В прошлом году в нем участвовали Петербургская филармония, Московский камерный оркестр, многие выдающиеся музыканты. Специально для этого фестиваля в Пярну построен новый концертный зал на тысячу мест с прекрасной акустикой, с органом. Я веду на фестивале дирижерские курсы, на которые приезжают со всего мира.

Еще я хочу дирижировать в Гааге исполнением музыки Овсянникова-Куликовского. Настоящее имя этого замечательного российского скрипача и композитора, современника Ойстраха, – Михаил Гольштейн. Когда появилась 21-я симфония Овсянникова-Куликовского, ее исполнением дирижировали Мравинский, Кондрашов и другие выдающиеся дирижеры, она была записана на пластинку. Стали искать автора. Нашли Овсянникова-Куликовского на Украине. Но это был другой человек, игравший на домре в одном из оркестров.

А вскоре появились и другие произведения Овсянникова-Куликовского, написанные под влиянием Бородина, Балакирева, Гайдна и других композиторов. Чиновники не верили, что эту музыку написал Гольштейн, и его при советской власти судили. Гольштейн эмигрировал, был профессором в консерватории Гамбурга. В Гамбурге мне довелось дирижировать исполнением 21-й симфонии Овсянникова-Куликовского. Теперь я хочу предложить музыку этого композитора и вниманию публики в Гааге.

 

Гаага


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

Андрей Выползов

0
1413
США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

Михаил Сергеев

Советники Трампа готовят санкции за перевод торговли на национальные валюты

0
3674
До высшего образования надо еще доработать

До высшего образования надо еще доработать

Анастасия Башкатова

Для достижения необходимой квалификации студентам приходится совмещать учебу и труд

0
2070
Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Ольга Соловьева

Россия хочет продвигать китайское кино и привлекать туристов из Поднебесной

0
2345

Другие новости