0
1202
Газета Культура Интернет-версия

24.04.2006 00:00:00

Детям после шестнадцати

Мария Покровская

Об авторе: Мария Покровская - театральный критик.

Тэги: театр, рабле, премьера


Надо сразу отдать должное молодому режиссеру и его недюжинной отваге – ведь для своего дебютного спектакля 23-летний Олег Юмов, выпускник режиссерского факультета РАТИ (мастерская Сергея Женовача), избрал не что иное, как многотомное произведение господина Рабле. Более героическим деянием была бы разве что инсценировка «Игры в бисер», одного из любимейших произведений Юмова. Впрочем, автор композиции Валерий Васильев вычленил из объемистого текста «Гаргантюа и Пантагрюэля» лишь одну сюжетную линию – историю знакомства и дружбы великана Пантагрюэля и мелкого прохвоста Панурга.

А начинается все с битвы, сражения, которое разыгрывается на шахматном поле между золотыми и серебряными фигурами (даже названия фигур куда изящнее, чем в известных нам шахматах, – рыцарь, нимфа и др.). Верховодят ими два актера в черном, вооруженные биноклем и лупой. У одного на спине вышито «Пролог», у другого, соответственно, «Эпилог». Эти, как и все остальные роли в спектакле, распределили между собой Глеб Подгородинский (Пантагрюэль) из Малого театра и Алексей Дубровский (Панург), актер МТЮЗа. Оба упоенно дурачатся, танцуют, играют на волынке и бубне, заигрывают со зрителями, спорят с «голосом сверху», зачитывающим названия глав, предписывающих, что друзьям вытворять на сцене, и то и дело примеряют вместе с новым пестрым облачением новый образ. Подгородинский с одинаковым успехом вызывает у зрителей смех – будь он полубезумной старухой-ведуньей в аляповатом сарафане или благодушным философом в платье, разрисованном облачками, длинноухой шапочке и розовых очках (художник – Мария Вольская). Его Пантагрюэль – порывист и благороден. Панург Дубровского – напротив, трусоват, самоуверен и капризен, точно ребенок. Его инфантильность подчеркивается нарочито маленьким костюмом с короткими рукавами и еле прикрывающей макушку маленькой шапочкой.

Отдельного упоминания заслуживает сценография. Все здесь подчинено рациональному замыслу, в центре сцены водружен потрясающий воображение своей величиной том Рабле, служащий одновременно столом и ширмой для переодеваний, палубой корабля и сундуком, из которого можно в два счета достать костюм очередного персонажа и в который можно при случае спрятаться от закованных в каменные латы великанов. В другое время на нем разместится жрица Бакбук (золотая рыбка в круглом аквариуме) – представительница оракула божественной бутылки. Именно к нему обратится Панург за советом, жениться ему или нет и если все-таки жениться, то будет ли он рогат. Оракул, как и полагается, ответит туманно. «Пить», – скажет он, имея в виду неиссякаемый источник знаний.

Заканчивается спектакль тем же, с чего начинался, – сражением золотых и серебряных фигур, – весьма символично, ибо что есть пьеса, как не шахматная партия между прологом и эпилогом.

Но, как это часто бывает, выиграв, казалось бы, во всех отношениях, постановка проиграла в главном. Молодой романтик Юмов не смог навести мост между сатирой Рабле и сегодняшней действительностью, мост, по которому дух раблезианства сошел бы к сегодняшним нам. Так уж получается, что при всей правдоподобности интонаций, азартной, увлекательной игре актеров, с настоящей волынкой и почти настоящим балаганом, спектакль смотрится тяжеловато. Очевидно, «глубокая и несокрушимая жизнерадостность», которая и есть суть пантагрюэлизм, сегодня не в цене. Дилемма: если бы не известного рода юмор, которым отличается проза Рабле, «Героические деяния» можно было бы рекомендовать как спектакль для детей, но в том-то и дело, что вся соль, все своеобразие Рабле в этом самом юморе. Таким образом, постановка проседает между двумя стульями, ни на одном из которых не усядется. В итоге мы имеем добротное костюмированное представление, сказку для взрослых, которым, увы, не до подобных сказок.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

Андрей Выползов

0
1492
США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

Михаил Сергеев

Советники Трампа готовят санкции за перевод торговли на национальные валюты

0
3843
До высшего образования надо еще доработать

До высшего образования надо еще доработать

Анастасия Башкатова

Для достижения необходимой квалификации студентам приходится совмещать учебу и труд

0
2151
Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Ольга Соловьева

Россия хочет продвигать китайское кино и привлекать туристов из Поднебесной

0
2418

Другие новости