0
2422
Газета Культура Интернет-версия

23.08.2006 00:00:00

Троянский конь Питера Штайна

Вадим Алексеев

Об авторе: Вадим Алексеев - искусствовед, театральный критик.

Тэги: штайн, эдинбург, театр


штайн, эдинбург, театр «Троил и Крессида» – самая запутанная пьеса Шекспира. Сцена из спектакля.
Фото предоставлено пресс-службой Эдинбургского фестиваля

Одна из актрис, работавших с Питером Штайном, назвала его метод «строительством собора, при котором в любой момент может случиться взрыв». Идея не нова – так говорил о своем искусстве Бетховен. Первое представление трагикомедии Шекспира «Троил и Крессида» в эдинбургском Королевском театре было остановлено посередине – сломалась машина, превращающая бронзовую, отполированную до блеска стену в наклонное поле боя. Зрителей попросили прийти на следующий день – так они увидели первый акт дважды. «Троил и Крессида» стала последней работой великого немца для Эдинбургского международного фестиваля – он уходит вместе с директором фестиваля, сэром Брайаном МакМастером, с которым проработал 15 лет, – и первой пьесой Шекспира, поставленной Штайном на языке оригинала и с актерами Королевского Шекспировского театра.

«Троил и Крессида» – самая запутанная, самая циничная и не самая популярная из шекспировских пьес: люди редко любят видеть окружающую действительность вокруг себя. Это горькая, холодная сатира о страсти и предательстве, действие которой разворачивается на фоне осады греками Трои, где тысячи людей гибнут во имя прихоти греческой царицы Елены, сбежавшей от мужа к троянскому принцу Парису. Любовная история младшего брата Париса Троила и вероломной Крессиды доказывает то, что человеческая страсть не стоит стольких жертв. На поле боя, где герои легенд и мифов красуются и позируют, преисполненные собственной значимостью, мужественность Гектора оказывается абсолютно неуместной, как и презрительное высокомерие самовлюбленного гомосексуалиста Ахилла. По Шекспиру, ничто не разъедает человечество так, как желание сражаться за ложные истины.

При всем своем юморе «Троил и Крессида» – довольно мрачная пьеса, с подтекстами и игрой слов, развенчивающая мифологию и полная тонких отсылок к сегодняшнему дню. Но Штайн не подчеркивает эту современность, история нескладного мальчика Троила (Генри Петигрю) и его легкомысленной Крессиды (Аннабель Шолли) для него прежде всего – любовная. Действие ведут, полностью захватывая зрителя, два других персонажа – сводник Пандар, дядя Крессиды, которого Пол Джессон играет одновременно комичным, трогательным и жутковатым, и худосочный шут Терсит в исполнении Яна Хьюза, раскрывающий грязную сущность человечества. Аннабель Шолли играет дерзкую и раздражительную, вызывающе чувственную Крессиду – в спектакле вообще много секса, апофеоз – сцена с Еленой, Парисом и Пандаром на огромной викторианской красной кровати. Штайн смешивает стили: сошедшие с греческих амфор воины, величественный Агамемнон (Ян Хогг) в кожаном пальто до пят, Менелай (Джон Кейн), опустившийся бродяга в лохмотьях. Авторство Штайна выдают детали: дряхлый Менелай (Джон Франклин-Роббинс) храпит во время речи великого Агамемнона, он же еле-еле идет на бой с троянцами и тут же с поля боя исчезает.

Штайн, мастер детали, представил батальное полотно, масштабность которого вступает порой в конфликт с остротой шекспировской сатиры. По Штайну, судьбы Троила и Крессиды переплетаются, чтобы стать жертвой войны, помешать которой они не в силах. Во втором действии троянская стена надвигается на нас и в ней открывается окно, где Андромаха и Кассандра упрашивают Гектора не идти в бой, предчувствуя скорую гибель. Затем стена опускается и становится полем битвы, в которой Гектор убивает Патрокла, а его самого убивают наемники беспринципного Ахилла, мстящего за смерть любовника. Сцена убийства Гектора – вершина спектакля. Бесчестие в сражении, разочарование в любви – шут Терзит, обезображенная душа пьесы, становится ее резонером. Троил страдает от любви, но остается равнодушен, узнав о том, что отец Крессиды, жрец Калхас, отдает ее грекам в обмен на троянского воина Антинора.

Обращаясь к прямому прочтению, Штайн не раскрывает загадку жанра – комедию, трагедию или историческую хронику писал Шекспир?

Эдинбург


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

Михаил Сергеев

Советники Трампа готовят санкции за перевод торговли на национальные валюты

0
1410
До высшего образования надо еще доработать

До высшего образования надо еще доработать

Анастасия Башкатова

Для достижения необходимой квалификации студентам приходится совмещать учебу и труд

0
1016
Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Ольга Соловьева

Россия хочет продвигать китайское кино и привлекать туристов из Поднебесной

0
1222
Полномочия присяжных пока не расширяют

Полномочия присяжных пока не расширяют

Екатерина Трифонова

В развитии «народного суда» РФ уже отстает и от Казахстана

0
790

Другие новости