0
1362
Газета Культура Интернет-версия

28.09.2006 00:00:00

Неканонический Шостакович

Тэги: шостакович, тернявский


В 2006 году широко отмечается 100-летие со дня рождения Дмитрия Шостаковича. В частности, на телеканале «Культура» идет цикл программ, посвященных великому композитору. В рамках цикла был показан фильм заслуженного деятеля искусств России Валентина Тернявского «Мой Шостакович». Прежде Тернявский уже работал над фильмами «Седьмая симфония Шостаковича» (1986) и «Письма к другу» (1996). В свое время Дмитрий Дмитриевич вручал Тернявскому диплом об окончании Московской консерватории.

– Валентин Григорьевич, все, кто так или иначе обращается к фигуре композитора, обречены отвечать на вопросы о взаимоотношениях Шостаковича и власти. Что думаете вы?

– Существуют две тенденции в восприятии Шостаковича. Первая – Шостакович – главный композитор СССР, увенчанный всеми лаврами и награжденный всеми наградами. Вторая – диаметрально противоположная: Шостакович – жертва власти. Задача нашего фильма – дать слово тем, кто имеет право говорить о Шостаковиче по праву близкого общения и масштаба собственной личности. Современники называли Шостаковича «пульсом ХХ века», именно эта оценка мне кажется наиболее подходящей┘

– В новом фильме в заглавие вынесен личный эпитет – «мой». В нем – ключ к фильму?

– Более правильным названием было бы «Их Шостакович». В фильме три временных пласта, каждому из которых соответствуют свои герои. Звучат голоса уже ушедших друзей и коллег Шостаковича – это Немирович-Данченко и Мравинский. В наше время специально для фильма о композиторе рассказывают Родион Щедрин, Мстислав Ростропович, Галина Вишневская и Геннадий Рождественский: они вспоминают в основном неканонического Шостаковича. Например, Родион Щедрин вспоминает о дружеских футбольных матчах в Дилижане, в Армении. Щедрин был капитаном одной команды, Арно Бабаджанян – другой, а Шостакович, заядлый болельщик, – судьей. Матч проходил недалеко от яблоневого сада. Мяч как-то попал в яблоню, и от ударов недоспелые яблоки градом посыпались на землю. Тогда Шостакович свистнул в свой судейский свисток и сказал: «Еще один такой удар – и обе команды будут дисквалифицированы». Или вот что рассказывает Мстислав Ростропович: «Шостакович как-то звонил мне: «Слава, пожалуйста, приезжайте ко мне, я хочу вас видеть». Естественно, я поехал немедленно. Он поставил мне стул – близко, напротив себя: «Слава, садитесь». Я сижу и думаю, что он будет делать. «Слава, вы простите, что я вас побеспокоил┘ Давайте помолчим┘» Он сидел, опустив голову, и мы молчали – долго молчали. Потом он встал: «Спасибо, что пришли. Стало легче жить».

– Вы сознательно отходите в фильме от хронологии?

– Мы не стремились соблюсти хронологию: память – фрагментарна. Мы отталкивались от тем-лейтмотивов. Например, рассказывает Ростропович о Шостаковиче – и рядом, здесь же – кинохроника их встреч на репетициях, дома, на даче┘ В фильм вошло множество уникальных архивных записей: например, съемки Немировича-Данченко и Шостаковича во время их работы над «Леди Макбет Мценского уезда» в 1934 году. Немирович-Данченко держит за руку молодого Шостаковича и говорит, в частности: «Наш театр получил музыку гениального музыканта, и наша задача – дать увидеть глазу то, что слышит ухо». Об опере вспоминает Галина Вишневская. По ее словам, на создание Шостаковичем «Леди Макбет┘» повлияли факты его биографии: он только что женился на своей первой жене, Нине Васильевне. Вишневская говорит о том, что «Леди Макбет...» для Шостаковича – это любовь, поэтому он сознательно не вставил в сюжет эпизод убийства Феди Лямина.

– Когда речь идет о фильмах-биографиях музыкантов, неизбежно вспоминаются работы Бруно Монсенжона. Как вы относитесь к сделанному им?

– Я с огромным уважением отношусь к тому, что сделал Монсенжон, его фильмы справедливо оцениваются очень высоко. Но он тяготеет к монологу. Монсенжон – замечательный слушатель, тактичный, внимательный. Нам же хотелось диалога, переклички времен.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

Михаил Сергеев

Советники Трампа готовят санкции за перевод торговли на национальные валюты

0
545
До высшего образования надо еще доработать

До высшего образования надо еще доработать

Анастасия Башкатова

Для достижения необходимой квалификации студентам приходится совмещать учебу и труд

0
478
Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Ольга Соловьева

Россия хочет продвигать китайское кино и привлекать туристов из Поднебесной

0
575
Полномочия присяжных пока не расширяют

Полномочия присяжных пока не расширяют

Екатерина Трифонова

В развитии «народного суда» РФ уже отстает и от Казахстана

0
411

Другие новости