0
969
Газета Культура Интернет-версия

11.10.2006 00:00:00

Мелкие пакости вместо гениальных злодейств

Мария Колганова

Об авторе: Мария Колганова - театральный критик.

Тэги: трамвай желание, малин, антреприза


трамвай желание, малин, антреприза Бланш в исполнении Алены Бондарчук из тех дам, что до седых волос говорят тоненьким голосом и строят из себя девочку. Сцена из спектакля «Трамвай «Желание».
Фото предоставлено Театром «Империя звезд»

Не дает покоя режиссерам эта пьеса Уильямса. В прошлом сезоне ее поставили почти одновременно Генриетта Яновская в ТЮЗе и Юрий Еремин в Театре Моссовета. Теперь «Трамвай «Желание» появился и в антрепризе – театре «Империя звезд». Поставил его Александр Марин – ученик Табакова, известный своими работами в «Табакерке» и МХТ, режиссер добросовестный и интеллигентный. Таким получился и его спектакль.

«Трамвай «Желание» можно ставить по-разному. Можно – про всепоглощающую, все сметающую на своем пути страсть, находя в пьесе Уильямса законное родство с «Любовью под вязами» О’Нила; можно предельно обострить соперничество мужчины и женщины, угадывая в пьесе мотивы стринберговской «Фрекен Жюли»; можно рисовать историю чеховской пастелью – на все это пьеса дает право. В спектакле Марина сюжет основан на бытовом конфликте. К Стелле и ее мужу Стэнли, живущим, в общем-то, душа в душу и отлично проводящим вместе ночи (это главное, что их объединяет), приезжает сестра Бланш, которую из-за тесноты приходится поселить тут же, за занавеской. Это, естественно, стесняет молодую семью, и Стэнли всячески пытается золовку выжить. Решение, несколько обедняющее пьесу Уильямса, зато вполне понятное современнику, живущему в мире, где шекспировские страсти давно уступили место легким интрижкам на бегу, а гениальные злодейства трансформировались в мелкие пакости.

Главная и, в общем-то, единственная героиня этого спектакля – Бланш. Алена Бондарчук играет в Бланш тот тип женщин, что до седых волос продолжают говорить тоненьким голосом и строить из себя девочку. Она одновременно и развратна, и ханжа – это уживается в ней естественно и органично. С самого первого появления эта Бланш уже на грани сумасшествия, и это поначалу вызывает внутренний протест: что же тогда актриса собирается играть дальше? Но Бондарчук ведет свою роль так осторожно, тонко и точно, она снова и снова находит, чем удивить, демонстрируя в отдельные моменты высший профессиональный пилотаж, что в итоге убеждает абсолютно. За ее работой следишь, как меломан следит по клавиру за исполняющей сложную партию солисткой: ошибется?.. Нет! Взяла и эту ноту┘ И трагедия этой Бланш, причина ее нынешнего состояния, в том, что всю жизнь она искала в каждом встречном хоть толику доброты, да так и не нашла ее.

Стэнли Ковальский Павла Новикова вопреки тексту Уильямса и исполнительской традиции отнюдь не плебей, не хам и не животное, движимое первобытными инстинктами. Высокий, светловолосый, широкоплечий, с волевым подбородком, он более всего похож на растиражированный советской графикой эталон строителя коммунизма (особенно когда надевает белую майку и синие свободные брюки) – образ при всей своей маскулинности совершенно асексуальный. Он обладает вполне светскими манерами, уверенно носит модный костюм, и странной придиркой выглядит упрек Стеллы (Екатерина Редникова), будто он ест по-свински. Даже в гневе роясь в вещах Бланш, он не швыряет их со всей мочи о землю, как следовало бы ожидать, а аккуратно, даже интеллигентно смахивает на пол.

Интеллигентность ли самого режиссера тому причиной или что другое, но и друзья-собутыльники Стэнли ему под стать: их пьяные дебоши – скорее дворовая бравада мальчиков из хорошей семьи, нежели следствие воспитания (точнее, его отсутствия). Касается это и Митча в довольно симпатичном исполнении Александра Носика: в сцене знакомства с Бланш, пожалуй, чересчур бойкий, далее он отлично сыграл наивного, робкого и доброго увальня.

Удивительное дело: стационарные театры год от года все более становятся похожими на антрепризу в не лучшем смысле этого слова – по выбору материала, по методу формирования команды, по способу существования артистов на сцене, – а в антрепризах стали появляться качественные образцы традиционного театра. Такие, как «Трамвай «Желание» Александра Марина. Жаль только, что в этом спектакле, как и в двух предыдущих «Трамваях», так мало страсти – того desire, что точнее всего переводится как «вожделение», «всепоглощающее влечение» и что вынесено Уильямсом в заглавие его пьесы: Streetcar named «Desire».


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Десятки тысяч сотрудников «Роснефти» отпраздновали День Победы

Десятки тысяч сотрудников «Роснефти» отпраздновали День Победы

Татьяна Астафьева

Всероссийские праздничные акции объединили представителей компании во всех регионах страны

0
736
Региональная политика 6-9 мая в зеркале Telegram

Региональная политика 6-9 мая в зеркале Telegram

0
416
Путин вводит монополию власти на историю

Путин вводит монополию власти на историю

Иван Родин

Подписан указ президента о госполитике по изучению и преподаванию прошлого

0
2596
Евросоюз одобрил изъятие прибыли от арестованных российских активов

Евросоюз одобрил изъятие прибыли от арестованных российских активов

Ольга Соловьева

МВФ опасается подрыва международной валютной системы

0
2040

Другие новости