0
1040
Газета Культура Интернет-версия

08.11.2006 00:00:00

Герои Стоппарда

Дарья Клинг

Об авторе: Дарья Ли - искусствовед, культуролог, аспирант РГГУ.

Тэги: чехи, рокмузыка


Дитя «пражской весны» рок-группа «The Plastic People of The Universe» поддерживала силы чешского сопротивления в холодные и темные для Чехословакии 1970-е. Москва в те времена была самым символически удаленным местом от чешского андеграунда. Концерт чешской рок-группы в клубных программах Нижнего Новгорода и Москвы тогда казался подходящей темой для фантастического рассказа. Говорят, оставшийся от старого состава альтист, по старой памяти, искал повод в Россию на гастроли не ехать.

В Чехословакии 70-х рок-музыка была таким серьезным противовесом коммунизму, что даже не требовалось писать тексты с прямой политической критикой. «Пластиковые люди» пели песни на слова чешского философа и писателя Ладислава Климы (нечто про абсолютную волю) или песни по мотивам страстей Христовых и думали не столько о политике, сколько о музыке «The Velvet Underground» и «The Doors», но дома, в которых они давали подпольные концерты, спецслужбы сжигали. Директор Чешского культурного центра Томаш Гланц во вступительном слове с неложным пафосом сказал, что эти музыканты для него олицетворяют выражение «столп и утверждение истины».

Сами члены группы от своего легендарного политического значения скромно открещиваются. Вратислав Брабенец, когда-то выпускник богословского факультета, а теперь архитектор садов, играет в группе на саксофоне и кларнете. Он рассказывает, что только однажды пел песню на стихи политического содержания, как о курьезе «обратного перевода». Понравившийся стих политического содержания он прочел на английском, перевел его на чешский и придумал песню. После того как его в 1978-м выслали из Чехословакии, он познакомился в Нью-Йорке с чешским корреспондентом коммунистической газеты и случайно обнаружил в нем автора того самого диссидентского стихотворения.

Но, несмотря на аполитичность текстов, само существование андеграундной рок-группы в застойное время было явлением политическим. Арест музыкантов из «The Plastic People of The Universe» в 1976 году стал одной из побудительных причин возникновения чешской диссидентской инициативы. Именно после этого ареста была написана и подписана «Хартия-77», которая призывала социалистическое правительство соблюдать права человека.

Большим поклонником «Тhe Plastic People of the Universe» был и остается Вацлав Гавел. По его личной просьбе, когда все высланные подписанты вернулись в Прагу, произошла реанимация группы. Они снова спели вместе на концерте в честь 20-летней годовщины подписания «Хартии-77». С тех пор умер лидер группы Мейл Главса, в группе появились музыканты уже другого поколения, оставшиеся от прежнего состава три музыканта продолжают писать новые песни, группа дает примерно 35 концертов в год.

Если судить по концерту, который они отыграли в Клубе на Брестской, их музыка сохранила энергетику музыки «баррикадообразующей». Впечатление от того, что кто-то по-прежнему честно играет неотесанный и очень энергичный рок, – очень сильное. И это сегодняшнее звучание музыки «The Plastic People of The Universe» как нельзя лучше демонстрирует историческую справедливость. И слово, и энергия несовременной силы сохранились в их музыке от 70-х не как памятник, а как живое культурное явление.

Но это не мешает их текущему существованию в качестве легенды и исторического персонажа.

Не так давно «The Plastic People of the Univers» стали героями последней пьесы сэра Тома Стоппарда «Рок-н-ролл». В минувшее воскресенье состоялась ее премьера в лондонском театре Duke of Yorks Theatre. Спектакль поставил знаменитый режиссер Тревор Нанн, который уже ставил «Аркадию» (1993) и «Берег утопии» (2002). В этой пьесе, как можно понять из рецензий в британской прессе, духу марксистской идеологии противостоит «освободительный дух рок-н-ролла». «Я написал пьесу о Чехословакии 1968–1990 годов. В основном она рассказывает об истории рок-группы «The Plastic People of the Universe» и через историю этой группы об истории Чехословакии», – говорит Том Стоппард. На первое исполнение «Рок-н-ролла» этим летом в другом известном лондонском театре Royal Court пришли и Вацлав Гавел, и Мик Джаггер. В Праге на улицах продаются открытки, где эти двое обнимаются. И это неудивительно, ведь они друзья. Такие же, как чешское сопротивление 70-х и рок-н-ролл.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

Андрей Выползов

0
1041
США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

Михаил Сергеев

Советники Трампа готовят санкции за перевод торговли на национальные валюты

0
2898
До высшего образования надо еще доработать

До высшего образования надо еще доработать

Анастасия Башкатова

Для достижения необходимой квалификации студентам приходится совмещать учебу и труд

0
1626
Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Ольга Соловьева

Россия хочет продвигать китайское кино и привлекать туристов из Поднебесной

0
1995

Другие новости