0
975
Газета Культура Интернет-версия

22.11.2006 00:00:00

Островский без клюквы

Мария Колганова

Об авторе: Мария Колганова - театральный критик, редактор журнала "Страстной бульвар, 10".

Тэги: островский, славянофильство, малый театр


«Бедность не порок» – ранняя пьеса Островского, написанная в период его увлечения славянофильскими идеями. И, прямо скажем, не самая лучшая: нехитрая интрига (дочь богатого купца любит бедного приказчика, и он ее тоже, а отец хочет выдать ее за богатого старика), почти случайная развязка. В центре пьесы – огромная сцена святок с медведем и пляшущей козой. Явно сатирический образ купца Гордея Торцова, решившего жить по-европейски, а рядом – выписанные с огромной симпатией образы его домочадцев, приверженцев старины и традиционного русского уклада. Если еще при выходе «Бедности» современники упрекали Островского, что он «перебрал» с любованием лапотной Русью, то как это ставить сегодня, 150 лет спустя, чтобы не получилось развесистой клюквы? Александр Коршунов решил эту задачу с блеском.

Конечно, в спектакле все это есть: и приметы старинного русского быта – огонек в печи и низкие заиндевелые оконца, цветастые платки и овчинные тулупы (художник Ольга Коршунова), – и та самая речь, звучащая со сцены вкусно, но естественно, и все эти напевки и колядки, и пир горой, и танцы до упаду... Но есть в нем что-то другое, подлинное русское, без русопятости, как есть это, скажем, в абсолютном европейце Пушкине. Есть обаяние и свежесть, есть мягкий юмор и яркая театральность – и нет ни грана фальши. Спектакль сделан без швов и словно безо всяких усилий, на одном дыхании.

Актеры работают заразительно и сами испытывают радость от игры: такое обычно бывает в студенческих спектаклях, но здесь помножено еще и на профессионализм, хотя в постановке занято много совсем молодых артистов. Коршунов чувствует молодежь (сказывается многолетний опыт работы со студентами), и в его спектакле молодые и влюбляются, и смущаются, и дурачатся – без фальши. А как они поют! К спектаклю, где так много песен, все-таки пришлось привлечь профессионалов – ансамбль «Сирин», но и артисты Малого им не уступают.

Здесь каждый виден и для каждого выстроена роль – от большого и громкого Гордея Карпыча (Дмитрий Кознов) и его дочери (Любовь Ещенко) до ее почти бессловесных подруг (Ольга Жевакина, Екатерина Порубель). Заметен Григорий Скряпкин в роли Мити (в пьесе – довольно бесцветной). А еще – Кирилл Демин (елейный Африкан Савич), Ирина Жерякова (разбитная вдова Анна Ивановна), Татьяна Лебедева (Пелагея Егоровна), Зинаида Андреева (нянька Арина). И конечно, Сергей Потапов в роли гуляки Разлюляева – бесконечно обаятельный, охочий и петь, и плясать, и валять дурака. При Островском он наверняка был бы любимцем публики – так свободна, заразительна, театральна его игра. Но в какой-то момент его становится все-таки многовато. Знаковую роль Любима Торцова играет сам Коршунов. Его Торцов – не обличитель и не «голос совести»: он просто живет, как умеет (впрочем, его «разоблачительный» монолог все-таки вызвал аплодисменты). И глаз от Коршунова–Торцова не оторвать: несмотря на внешнюю неказистость, скрипучий голос и ноги колесом, это красивый человек. А сам актер демонстрирует в этой роли настоящий профессиональный мастер-класс.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Десятки тысяч сотрудников «Роснефти» отпраздновали День Победы

Десятки тысяч сотрудников «Роснефти» отпраздновали День Победы

Татьяна Астафьева

Всероссийские праздничные акции объединили представителей компании во всех регионах страны

0
605
Региональная политика 6-9 мая в зеркале Telegram

Региональная политика 6-9 мая в зеркале Telegram

0
362
Путин вводит монополию власти на историю

Путин вводит монополию власти на историю

Иван Родин

Подписан указ президента о госполитике по изучению и преподаванию прошлого

0
2395
Евросоюз одобрил изъятие прибыли от арестованных российских активов

Евросоюз одобрил изъятие прибыли от арестованных российских активов

Ольга Соловьева

МВФ опасается подрыва международной валютной системы

0
1870

Другие новости