0
1035
Газета Культура Интернет-версия

11.12.2006 00:00:00

Жениться вредно

Артур Соломонов

Об авторе: Артур Петрович Соломонов - театральный критик, редактор телеканала "Культура".

Тэги: женитьба, гоголь, спектакль, чусова


женитьба, гоголь, спектакль, чусова

Никакой мистики. Никаких лишних смыслов. Ни сдвинутых бровей, ни серьезных лиц. Чусова прочла и отрепетировала пьесу, сумев забыть, что та уже шла на сцене тысячи раз, исследована вдоль и поперек. По мне, так лучше простодушие и веселость, с которой поставлена эта пьеса, чем заумь. Ведь порой режиссеры ведут себя, как Агафья Тихоновна, соединяя в спектакле концепцию Мережковского о сложных отношениях Гоголя и черта с идеями Андрея Белого, не забывая о пронзительной постановке Анатолия Эфроса, а также о том, сколь много личного заключено в этой пьесе для ее автора.

Нина Чусова перенесла действие «Женитьбы» в 60-е годы ХХ века. Вроде бы и недавнее, но все-таки прошлое. Таким образом, и герои приближены к нам, и фантазия режиссера не скована современными реалиями.

60-е годы – пора надежд, которые, как известно, закончились разочарованиями. Так и герои пьесы Гоголя ищут счастья, полагая, что женитьба сможет переменить жизнь. Но их надежды потерпят крах: прошлое не отпускает, перемены желанны, но и страшны. Как бы измениться, не меняясь? Как бы создать себе будущее, которое было бы совсем новым, но в то же время ничем не отличалось от прошлого?

Конечно, Нина Чусова не может помнить 60-х годов. Она их сочиняет. Чудаковатые герои Гоголя помещены в советский дворик – неподметенная листва, скамейки с шахматной доской на них, тусклый свет подслеповатых фонарей, собачий лай. Уютно. Прошлое всегда кажется прекрасным, особенно, если ты не имел шанса его узнать.

В этом полувымышленном мире 60-х взрослые люди ведут себя как дети. Они эксцентричны, могут неожиданным действием (прыжком, воплем или чем-нибудь похлеще) нарушить рамки приличий. Не стесняются эмоций, всегда готовы начать новую игру. В самом деле, что как не страсть к игре толкает Кочкарева (Илья Паньков) на эту бессмысленную затею – женить, во что бы то ни стало женить своего друга Подколесина (Вячеслав Кимаев)? Выгоды никакой, одна страсть к игре. И переменам. Пусть не в своей жизни, так хоть в чужой.

Василий Розанов упрекал Гоголя за то, что тот показал «маски и хари вместо лиц». В спектакле нет «масок и харь», зато есть карикатуры – персонажи одеты аляповато и ведут себя соответствующе. Но в некоторых сценах «карикатуры» вдруг начинают говорить о своем одиночестве и страданиях, о жизни, проходящей впустую.

Таков, например, монолог замечательного актера Юрия Соломенина, играющего Жевакина. И тогда комедия оборачивается драмой. А потом снова несется вскачь – что-что, а заполнить сцены микродействиями, дать каждому актеру не только сверхзадачу, но и массу маленьких задач, Чусова умеет.

Этот спектакль, конечно, не назовешь новым словом в интерпретации пьесы Гоголя. Такую цель режиссер перед собой и не ставил. «Женитьба» Нины Чусовой о том, что современный человек так же сильно боится одиночества, как и возможности его нарушить.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

Михаил Сергеев

Советники Трампа готовят санкции за перевод торговли на национальные валюты

0
1062
До высшего образования надо еще доработать

До высшего образования надо еще доработать

Анастасия Башкатова

Для достижения необходимой квалификации студентам приходится совмещать учебу и труд

0
856
Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Ольга Соловьева

Россия хочет продвигать китайское кино и привлекать туристов из Поднебесной

0
1022
Полномочия присяжных пока не расширяют

Полномочия присяжных пока не расширяют

Екатерина Трифонова

В развитии «народного суда» РФ уже отстает и от Казахстана

0
681

Другие новости