0
904
Газета Культура Интернет-версия

13.12.2006 00:00:00

Между Бруком и Гротовским

Тэги: варликовский, театр, польша


варликовский, театр, польша Варликовский меньше многих других интересуется формой, смысл для него важнее. Сцена из спектакля «Крум».
Фото предоставлено театром TR Warszava

Два вечера подряд в Центре имени Мейерхольда можно было увидеть спектакль выдающегося польского режиссера Кшиштофа Варликовского «Крум» по Ханоху Левину. Революционер, европейская знаменитость, Варликовский впервые приехал в Москву и тут же получил приз, учрежденный Центром имени Мейерхольда. Приз за прошлое, хотя награды был достоин и его спектакль, невероятно скрупулезно выстроенная психологическая игра целого ансамбля, из которого трудно выделить кого-то одного. Говоря по-русски, это был самый настоящий психологический театр, репертуарный – с учетом сыгранности актеров, хотя опыт Варликовского учитывает не только достижения русской актерской и режиссерской школы. Резкие сюжетные ходы, предопределенные Левином, не вызывают сомнений: иначе и не могло быть в сложнейших отношениях героя со своей матерью, с бывшей любовницей, а у любовницы – с новым мужем, который в итоге становится трансвеститом. Шум потрескивающей пластинки, сопровождающий спектакль, – как шум самой жизни. У героев Варликовского она так и проходит, крутясь вхолостую...

– Кшиштоф, вы были режиссером-ассистентом у Питера Брука при постановке оперы «Пелеас и Мелессанда» Дебюсси. Как проходило ваше сотрудничество с великим режиссером?

– Стиль работы над спектаклем у Брука кардинально отличался от репетиций моего учителя Кристиана Лупы. Это были два очень разных театра. Их противостояние можно было бы назвать конфликтом Запада и Востока. Кристиан Лупа иррационален, как большинство славянских режиссеров – российских, польских. С другой стороны – Брук, который был увлечен Востоком и открыл для Запада Гротовского. И все-таки он сотворен той цивилизацией, очень рациональной. А я же в тот момент «завис» между Польшей и Францией, и для меня был особенно притягателен рационализм Брука, которого так не хватало в польском театре. После того как прошли репетиции, на первый показ спектакля Брук пригласил зрителей. Если раздавался смех в тот момент, когда, по мнению Брука, смешно быть не должно, он начинал работать над этим. А если он считал, что в какой-то сцене смех публики необходим, а его не возникало, то он по-иному ставил эти эпизоды. То есть, вкратце говоря, «ухо» Брука, нацеленное на публику, – самый большой урок для меня. Меня перестали интересовать эстетические проблемы, то, что я привнесу в пьесу, как изменю ее. Путь в театре для меня стал рациональным, логичным, прочитываемым. Я осознал, что моя основная задача – сказать то, что непременно должно быть понято. А это очень трудно, это гораздо сложнее, чем кажется. Особенно трудно это было сделать в Польше конца 80-х –начала 90-х, когда был период большой лжи.

– Лжи в чем? В политике, в театре, в общественной жизни?

– Во всем. Наше государство не было рационально, не основывалось на логическом мышлении. То, что мы слышали в школе, по телевидению, из газет┘ Отовсюду шла ложь. Но вот развалился режим, и надо было рационализировать место, которое до сих пор было лишено какой бы то ни было логики. А художники-мистики были изощрены только в мастерстве такого рода: как высказаться таким образом, чтобы тебе не заткнули рот. И я стал высказываться прямо, стал говорить о политических проблемах, о Холокосте, о сексуальной самоидентификации поляков, первым поднял проблему гомосексуальной любви, инцеста. Я делал это, противореча сложившейся в Польше мистической театральной традиции. Но – на Западе меня воспринимают как мистического польского режиссера, а в Польше – как немецкого, холодного, малоэмоционального мыслителя.

– Как сейчас, в свете того конфликта, о котором вы говорите, ваш учитель воспринимает ваши спектакли?

– Мне кажется, что в современной Польше он чувствует себя в некоторой опасности. В Польше, как и в России, в начале девяностых годов родился новый театр. Новый – в том смысле, что пришли молодые режиссеры. Это молодое поколение, которое поддерживали молодые критики, очень быстро пошло вверх благодаря столь мощному промоушну. Я полагаю, что для Лупы это было даже горько, потому что всю свою жизнь он сражался за то, чтобы создать свой театр, а когда создал его – боролся за его жизнь. Я, его ученик, тоже был из тех молодых людей, которые очень быстрыми шагами достигли очень многого. И вскоре меня стали сравнивать с ним. Конечно, ошибки так называемого нового театра пока еще не извлечены на поверхность, пока есть еще энтузиазм, восхищение им.

- Что выживет, что останется в истории театра?

- Можно сказать, что Лупа в истории театра остался. Еще неясно, что выйдет из совсем молодых, какое слово скажут они. А вот мое поколение режиссеров себя скомпрометировало. И постоянно продолжает это делать. Я стараюсь держаться.

– Каким образом скомпрометировало себя ваше поколение?

– Очень много режиссеров-звезд компрометирует себя тем, что с возрастом начинают интересоваться только формой. Им сейчас просто нечего сказать. Они обладают очень высоким мастерством, владеют интересной формой, которую они зачастую заимствуют из западного театра. А Польша, которая находится между Россией и Германией, естественно, «переваривает» немецкие и русские театральные традиции. Постоянно изменяющееся положение Польши заставляет постоянно подвергать сомнению наши театральные взгляды. Ведь она меняется в очень ускоренном темпе. Мне кажется, что сейчас в Польше наступает момент некоторой остановки, торможения.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

Михаил Сергеев

Советники Трампа готовят санкции за перевод торговли на национальные валюты

0
1252
До высшего образования надо еще доработать

До высшего образования надо еще доработать

Анастасия Башкатова

Для достижения необходимой квалификации студентам приходится совмещать учебу и труд

0
948
Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Ольга Соловьева

Россия хочет продвигать китайское кино и привлекать туристов из Поднебесной

0
1135
Полномочия присяжных пока не расширяют

Полномочия присяжных пока не расширяют

Екатерина Трифонова

В развитии «народного суда» РФ уже отстает и от Казахстана

0
742

Другие новости