0
677
Газета Культура Интернет-версия

01.02.2007 00:00:00

Доза «Кислорода»

Николай Песочинский

Об авторе: Николай Викторович Песочинский - кандидат искусствоведения, доцент Академии театрального искусства (Санкт-Петербург).

Тэги: театр, kislorod, трусы, пряжко


Движение «Кislorod» ищет адекватный способ отношений с новейшей драмой. Для постановки «Трусов» Павла Пряжко команда московских актеров уехала в Петербург, заперлась в Театре «На Литейном», нашла там единомышленников и уже через шесть дней позвала любопытствующих коллег на первую пробу. Работа будет продолжаться. И спектакль, который организует и сочиняет Иван Вырыпаев, надо думать, будет трансформироваться. Трудно сказать, сознательно или интуитивно пошли по такому пути, но в итоге на наших глазах происходит гораздо больший эксперимент, чем подготовка одного спектакля.

Как в пьесе, так и в спектакле, намешаны разные фактуры, пересекаются смысловые линии и плоскости, переворачиваются жанры. В январском показе на первый план вышел слой социальной драмы: ненависть жлобского населения маленького городка к странной девушке, у которой своя идея красоты, своя тайная жизнь. Она тратит все деньги на изысканное дизайнерское белье, ее жизнь проходит в интернете. Девушку, живущую в сети, играет Оксана Фандера, играет легко, избегая определенности бытового характера. Мотив роли – грустный тупик обычного человека без свойств, грустная девочка, окруженная грубой толпой со стандартными кухонно-алкогольными интересами. Речь, выродившаяся в нецензурную брань, – уже общее место «отрицательной» социальной характеристики. Баня, улица, пьянка, агрессивные жители, изображенные жирными бытовыми красками, почти в типажной манере (яркий дуэт масок Павла Юлку и Евгения Цыганова) – сцену за сценой можно укладывать в историю толпы и мученицы. Но как сыграть сожжение на костре? Во всяком случае, не в реалистической манере. Тут в спектакле пока многоточие, пропуск такта, намек (и дежурные эффекты – театральный дым, световая «мигалка»).

Рядом с этим пьеса предлагает линию интеллектуально-профанную, и в спектакле она решается в своей стилевой манере: в древней трагедии был бог из машины (deus ex machina), а мы имеем бога из интернета – веселого парня, как будто сошедшего с фотографии сайта знакомств, с надписью на оранжевой футболке «I am God, Trust Me». Прикалывающийся пошловатый бог, кидающий своих клиентов, сыгранный Александром Лушиным, по театральному стилю имеет далеких предков в средневековых фарсах, в современной пьесе роль его не смешна, ему надоедают и философская литература, и заботы человечества, героиню он покидает в самый отчаянный момент и сам лезет в петлю – так же весело, как трепался и зачитывал ремарки пьесы в торжественной дикторской манере. И пьеса, и спектакль предполагают сразу двойной взгляд на сюжет: и мрачный, и издевательский. Даже так: чем серьезнее тема, тем смешнее способ игры.

Драматург вбрасывает в действие еще и стопроцентно апокалиптический мотив: явление инопланетянок с последними приказами человеческому сообществу, которое поголовно превращается в трусы. При этом «инопланетянки» похожи на беспомощную самодеятельную поп-группу из глухой провинции. Новейшая драма уравнивает смерть человека и разговор пар нижнего белья между собой. И то и другое играется упрощенно, как когда-то в площадном театре, как теперь в рок-клубе.

Может быть, впоследствии спектакль изменит зрительный образ, но пока площадка ограничена световой арматурой, перед артистами пульты для нот, как в оркестре, а на них листы пьесы, никакой предметности, только сверху – петля. Где реальность, а где бред, различать не предполагается, Павел Пряжко и Иван Вырыпаев сочиняют жутковатый лубок современности. Случайное ли совпадение: сто лет назад, в 1909–1912 гг. как раз «Литейный театр» был «Театром сильных ощущений», где игрались жутковатые и смешные одноактовки в жанре «гран-гиньоль». Можно ли считать роль Вырыпаева в проекте режиссурой (или скорее продюсированием) – вопрос открытый, возможно, это какая-то другая режиссура, которая не предполагает композиции целого. Чем дальше пойдет работа над драмой, тем более подвижны и разомкнуты окажутся ее связи, тем меньше привычного «профессионализма» мы увидим на площадке, тем больше «кислорода» непосредственного и неожиданного ощущения жизни.

Санкт-Петербург


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

Андрей Выползов

0
1918
США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

Михаил Сергеев

Советники Трампа готовят санкции за перевод торговли на национальные валюты

0
4563
До высшего образования надо еще доработать

До высшего образования надо еще доработать

Анастасия Башкатова

Для достижения необходимой квалификации студентам приходится совмещать учебу и труд

0
2482
Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Ольга Соловьева

Россия хочет продвигать китайское кино и привлекать туристов из Поднебесной

0
2844

Другие новости