0
1987
Газета Культура Интернет-версия

22.02.2007 00:00:00

После призрачного бала

Тэги: брянцев, сокуров, театр, балетмейстер


брянцев, сокуров, театр, балетмейстер Екатерина Максимова открывает выставку, посвященную Брянцеву.
Фото Сергея Приходько (НГ-фото)

В огромном атриуме Музыкального театра им. Станиславского и Немировича-Данченко открылась фотовыставка, посвященная бывшему главному балетмейстеру театра Дмитрию Брянцеву. Сейчас ему исполнилось бы 60 лет, если б несколько лет назад Брянцев не пропал во время поездки в Чехию. Концов этого трагического происшествия так и не нашли. И, глядя на снимки хиппаря в кожаном жилете (это в советское-то время!) и в пестрой рубахе, веришь, что молодой Дима Брянцев был честен с самим собой, когда говорил: «Меня может остановить только пистолет или бомба»...

Его часто снимали со смеющимся выражением хитрого лица, в котором как будто слились черты монголов и кавказцев. Кстати, национальную эклектику Брянцев любил и в творчестве. Об этом у него есть шутливая пластическая реплика – «Румынский танец еврейских цыган». За богатую фактуру и природный артистизм Брянцева ценили кинорежиссеры. На выставке повешены фото с киносъемок: хореограф, ставший киноактером, в белом цилиндре рядом с белой лошадью. Это фильм «Копилка», в котором он и ездил верхом, и ставил танцы. В «Днях затмения» Александра Сокурова Брянцев тоже снялся. И еще сыграл роль в картине «Смерть Таирова», про великого театрального режиссера, у которого Сталин закрыл театр. Брянцев сыграл рядом с Михаилом Козаковым – Таировым и Аллой Демидовой – Алисой Коонен, женой Таирова. Он запечатлен в кадре из фильма с набеленным лицом, точно печальный Пьеро.

Брянцев родом из Ленинграда, но много работал в Москве – и танцовщиком, и хореографом. Темы его балетов резко менялись от премьеры к премьере, и спектакли, конечно, по-разному выглядели (хореографа с неуемным темпераментом бросало из огня да в полымя). Вот женщины в металлических лифчиках с заостренными концами и ванна с водой прямо на сцене – это библейская «Саломея». А это скифы из одноименного балета в звериных масках и ковбои из «Ковбоев»: укротители коров пляшут в стетсонах, их подружки – в клетчатых юбчонках. Вот мелодраматическая «Дама с камелиями»: негодяй, по имени и облику Лысый, картинно мучает чахоточную Маргариту. И рядом – кадры из балета «Девять танго и Бах», само название которого полярно.

Громогласный голос Брянцева, его любовь к женщинам, верность в дружбе и пристрастие к анекдотам были известны всей Москве. На снимках Брянцев часто хохочет: то с Марком Захаровым, то с сыном Ваней, то с закадычным другом Николаем Караченцовым. Даже в экстремальных условиях, до которых Брянцев бывал охоч, он умудряется улыбаться, будь то дайвинг, охота с ружьем или забавы на горных лыжах. Он не любил изображать «белую кость и голубую кровь», но с легкостью преображался в джентльмена, когда было надо. На фотографии с его юбилейного вечера – он в смокинге и в галстуке-бабочке идет по проходу театра, приветственно вскинув руки.

С 1985 года он был главным балетмейстером Музыкального театра, куда попал из Ленинграда не в последнюю очередь хлопотами московских артистов – труппа Музыкального театра захотела Брянцева в худруки после постановки им балета «Конек-Горбунок» двумя годами ранее. На театральных капустниках в театре часто пародировали брянцевскую фирменную походочку вразвалку, выпятив живот, а после балета «Укрощение строптивой» постановщика регулярно изображали с хлыстом в руке, которым Петруччо в балете как бы охаживал непокорную Катарину. В широких зрительских кругах Брянцев прославился телебалетом «Галатея», в котором солировали Екатерина Максимова и Марис Лиепа: они разыграли танцверсию «Моей прекрасной леди». На выставке есть кадры из этого фильма: Максимова в нелепой огромной шляпе, сплетя точеные ноги, «едва» удерживается на пуантах, а Лиепа, элегантный профессор танца, учит цветочницу держать пятую позицию.

Дмитрий Брянцев хотел создать собственный балетный коллектив и даже провел его презентацию. Не вышло. Он копал землю под символическую закладку нового здания Музыкального театра, мечтая в нем поработать. Не получилось, хотя самим ремонтом театр во многом обязан Брянцеву (его любил мэр Юрий Лужков). После безвременной и непонятной гибели Брянцева остались балеты, которым суждена разная сценическая жизнь. Но на выставке в Музыкальном театре стоит запомнить одну фотографию. Полутемная сцена и море тюля, в котором возвышаются островки неоромантических «шопеновских» дуэтов. Это лучший спектакль Брянцева – «Призрачный бал», одно из главных российских достижений в балете за последние десятилетия.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Десятки тысяч сотрудников «Роснефти» отпраздновали День Победы

Десятки тысяч сотрудников «Роснефти» отпраздновали День Победы

Татьяна Астафьева

Всероссийские праздничные акции объединили представителей компании во всех регионах страны

0
864
Региональная политика 6-9 мая в зеркале Telegram

Региональная политика 6-9 мая в зеркале Telegram

0
466
Путин вводит монополию власти на историю

Путин вводит монополию власти на историю

Иван Родин

Подписан указ президента о госполитике по изучению и преподаванию прошлого

0
2796
Евросоюз одобрил изъятие прибыли от арестованных российских активов

Евросоюз одобрил изъятие прибыли от арестованных российских активов

Ольга Соловьева

МВФ опасается подрыва международной валютной системы

0
2207

Другие новости