0
702
Газета Культура Интернет-версия

01.03.2007 00:00:00

Взгляд через дрожащую камеру

Тэги: кинотеатр.doc, солнцева, хлебников, кинофестиваль


Третий фестиваль Кинотеатр.doc в этом году проходил на двух площадках – в подвале Театра.doc и в Актовом зале на Бауманской.

Организаторы фестиваля запустили проект три года назад. Его ниша – некоммерческое документальное и игровое кино. Некоммерческое в данном случае значит скорее документальное, чем игровое, по хронометражу -скорее короткометражное и на поверку не столько экспериментальное, сколько молодое и не очень пока профессиональное.

Отборщики фестиваля кинокритик Алена Солнцева и режиссер Борис Хлебников искомое кино назвали условно «действительным» или «реальным». Условность этих определений, как и в случае определения «новая драма», в идеале должна оставлять место для поиска и эксперимента. Впрочем, и продюсеры, и отборщики отдают себе отчет в том, что социальный импульс не всегда рождает новый язык, а пробивная сила незамутненного догмами свежего взгляда не предназначена для долгой эксплуатации. Поэтому на афише этого года появилось обращение к человеку с видеокамерой: «Помни. Ты художник». В фестивальном обращении говорится: «В пору, когда весь мир становится супермаркетом, мы хотим отстоять идею сельской лавки, где также возможно сочетание молотка, мочалки и молока, но где ассортимент определяется потребностями покупателей, а не навязывается им тотальным манипулированием».

Всплывшие впервые именно на этом фестивале фильмы Сергея Лобана и Валерии Гай Германики сделали свою фестивальную карьеру, побывав и в Каннах, и на «Кинотавре», и на ММКФ. А фильмы Павла Костомарова и Антуана Каттина «Трансформатор» и «Мирная жизнь» открыты хоть и не Кинотеатром.doc, но изданы на DVD и культово почитаемы благодаря ему. Так что успехи Кинотеатра. doc вполне конкретны.

В этом году в конкурсной программе 25 фильмов из Краснодара, Кирова, Воронежа, Сочи, Перми, Ростова, Магнитогорска, Новосибирска плюс 21 фильм во внеконкурсной программе и параллельная международная программа. А кроме того, специальная программа, в которой показ фильма «Мать» Костомарова и Каттина, семинар Михаила Угарова и мастер-класс Марины Разбежкиной. Фильмы ее учеников составляют значительную часть афиши. Они работают по варианту триеровской «Догмы»: автор фильма снимает сам на видеокамеру, не пользуясь трансфокатором (зумом) и дополнительным освещением, ему запрещено снимать «говорящие головы», пользоваться закадровым текстом и музыкой. Сама Разбежкина кино своих учеников называет «горизонтальным»: они подходят к своим героям очень близко и снимают этот близлежащий мир, мало интересуясь его контактами с миром «большим».

В программе этого года без определенных зрительских мучений можно смотреть игровой фильм «Москва» Бакура Бакурадзе и Дмитрия Мамулия и фильм «Гражданское состояние» Алины Рудницкой. Но, думается, как раз эти два фильма идеологии фестиваля не соответствуют. Первый хоть и снят про киргизских гастарбайтеров, но видно, что неблизкими людьми снят: и языковая, и пространственная дистанция в силе, герои и их мотивации для зрителя закрыты, а появление двух скинхедов под занавес не делает драматургии. «Гражданское состояние» – фильм про работников загса, регистрирующих браки, рождения и смерти, фильм милый, сентиментальный, совсем несоциальный, даже и непонятно, когда снят, стилизован под кино 60-х.

В работах учеников Разбежкиной встречается потрясающая фактура, как, например, конкурс красоты в интернате для престарелых в «Гербарии» Натальи Мещаниновой или посвящение скинхеда в язычники в «Гере» Алексея Клюкина. Но смысл таким фильмам придается контекстом просмотра. В зале Кинотеатра.doc неоязычники-националисты выглядят комично, а вот в компании самих неоязычников-националистов его посмотрят, наверное, как мастер-класс.

После просмотра каждому автору из зала непременно задавали вопрос: «А герою фильма ваш фильм про него понравился?» И знаете, что отвечают? «Очень. Мы же нашего героя с любовью снимали». Это входит в этику нового документалиста, но в пределе превращает любой материал в home video.

По-настоящему в силу и плюс нового кино это обращает только Валерия Гай Германика. И делает она это не в получившем премию на «Кинотавре» фильме «Девочки», а когда снимает неблагополучие своей собственной семьи в фильмах «Сестры» и «Мальчики». В конкурсной программе этого фестиваля сиквел «Сестер» – фильм «Мальчики» про сыновей пьющей сестры. Отец-цыган увозит их в интернат – и им там плохо: они хотят домой, к пьющей матери, в Строгино; отец привозит их в цыганскую семью – им и там плохо уже до крика: они хотят домой, к пьющей матери в Строгино; и вот их привозят в Строгино, и тут уж вот действительно им становится плохо: на финальных титрах под песню про тоску мальчики рыдают за диваном. Это кино и личное, и социальное, и по стилистике «реальное»: снятое не снаружи, а изнутри.

Памятные подзорные трубы пяти фильмам конкурсной программы жюри вручит сегодня в Актовом зале.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

Андрей Выползов

0
1148
США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

Михаил Сергеев

Советники Трампа готовят санкции за перевод торговли на национальные валюты

0
3094
До высшего образования надо еще доработать

До высшего образования надо еще доработать

Анастасия Башкатова

Для достижения необходимой квалификации студентам приходится совмещать учебу и труд

0
1745
Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Ольга Соловьева

Россия хочет продвигать китайское кино и привлекать туристов из Поднебесной

0
2093

Другие новости