0
1417
Газета Культура Интернет-версия

26.03.2007 00:00:00

Реальный анклав

Тэги: деготь, левитан, альберт, мыслящий реализм


деготь, левитан, альберт, мыслящий реализм Екатерина Дёготь разъясняет, зачем она пыталась испортить постоянную экспозицию Третьяковской галереи.
Фото Алексея Калужских (НГ-фото)

В Лаврушинском переулке наконец открылся выставочный проект Екатерины Дёготь «Мыслящий реализм», о котором так долго говорили. Провокация кураторского замысла была в том, что в одном из залов должны демонстрироваться творения современных российских художников – от живописи и графики до видеоарта и фотографии. Все это, вкрапленное в музейный контекст, должно вступить в неожиданный диалог с русским реализмом XIX века, который сам был в свое время остросоциальным «искусством современной жизни», больше того – ранней формой модернизма. Тут-то и должно выясниться, откуда у новейшего искусства растут корни. Цель выставки еще и в том, чтобы с помощью сегодняшнего комментария показать, что передвижники, первые актуальные русские художники, по-прежнему интересны, современны и способны создавать вокруг себя поле для дискуссии.

Надежда, что работы участников проекта будут висеть вперемешку с постоянной экспозицией (идешь-идешь, Левитан, Левитан, Левитан┘ Пепперштейн!), не оправдалась. Музейные работники испугались, по собственным словам, что такая радикальная организация выставочного пространства будет для обычного посетителя Третьяковки шоком, а шокировать здесь не принято. Как-никак храм искусства, в соседнем зале, как к иконам, детей подводят к левитановской «Владимирке» и «Над вечным покоем» (казус, если учесть слова Дёготь, что светская реалистическая живопись была насаждена Петром I в противовес иконописной традиции и долго не принималась основной массой населения, как сейчас авангард). В итоге для современных художников освободили зальчик № 36 рядом с залами Левитана и Поленова, усложняя изначально задуманный диалог эпох. Да и выставленных работ оказалось не больше пятнадцати. Что работ было представлено много больше, видно из второй части проекта –

№ 26 журнала «World Art Музей», посвященного «Мыслящему реализму». Получилось, что «WAM» стал каталогом не этой выставки, а некой виртуальной, первоначально задуманной и нереализованной в полной мере. Видно, переговоры и споры между музейщиками и Екатериной Дёготь велись нешуточные. Так, на выставке не оказалось «Художественного интердикта» Анатолия Осмоловского, который считает, что российский народ дискредитировал себя шовинизмом, религиозной нетерпимостью и прочим мракобесием, а посему на время выставки должен быть лишен созерцания одной из знаменитейших картин российского искусства – «Явление Христа народу». Перевернуть шедевр лицом к стене никто не осмелился.

Ивановское полотно вообще стало самым частым поводом для рефлексии: не менее напряженно, чем в «Явлении», смотрят участники группы «Коллективные действия» на фотодокументе одной из акций. А верный себе как концептуалисту Юрий Альберт, как всегда, сочинил трогательный текст о том, что каждый день рождения его родители отмечали на дверной раме его рост, о том, что он, приходя в детстве в Третьяковку, был там «как дома», о том, что его любимая картина здесь – это «Явление Христа народу» и поэтому он «хотел бы отметить свой рост карандашом на дверной раме того зала, где она висит». При желании каждый посетитель может выяснить, дорос ли он до настоящего художника.

И все-таки, несмотря на то что участников проекта загнали в этакий анклав, диалог получился внятный, по крайней мере можно услышать то, что хотели сказать художники сегодня на тему: что такое для них Третьяковская галерея, какими глазами на нее смотрят и для чего они это делают. На тему «униженных и оскорбленных», так популярную в живописи и литературе XIX века, рефлектирует Владимир Куприянов с фотографиями бомжей в метро (рядом в витрине под стеклом – бурлак с этюда Верещагина для неосуществленной картины «Бурлаки»). В видеофильме Ольги Чернышевой «Русский музей» зафиксировано наглядное взаимопроникновение эпох: простые зрители отражаются в стеклянных поверхностях, охраняющих от нас шедевры, и буквально сами становятся героями старинных картин. Третьяковка сама по себе художественный повод и сюжет: Павел Пепперштейн делится своими прозрачными акварельными «Снами о Третьяковской галерее» (боярыня Морозова обретает черты Снежной королевы, а видение нестеровскому отроку Варфоломею происходит в ирреальной пустоте сновидения). Дмитрий Александрович Пригов гнет свою линию и говорит о том, что классическое искусство мертво и предлагает проект концептуальной инсталляции «Третьяковская галерея», где на одном из вариантов – огороженные от посетителей траурные проемы залов Левитана, Саврасова, Репина, Иванова и Сурикова. Классики умерли, а о чем разговаривать с мертвыми?


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Десятки тысяч сотрудников «Роснефти» отпраздновали День Победы

Десятки тысяч сотрудников «Роснефти» отпраздновали День Победы

Татьяна Астафьева

Всероссийские праздничные акции объединили представителей компании во всех регионах страны

0
1536
Региональная политика 6-9 мая в зеркале Telegram

Региональная политика 6-9 мая в зеркале Telegram

0
758
Путин вводит монополию власти на историю

Путин вводит монополию власти на историю

Иван Родин

Подписан указ президента о госполитике по изучению и преподаванию прошлого

0
3933
Евросоюз одобрил изъятие прибыли от арестованных российских активов

Евросоюз одобрил изъятие прибыли от арестованных российских активов

Ольга Соловьева

МВФ опасается подрыва международной валютной системы

0
3041

Другие новости