0
821
Газета Культура Интернет-версия

07.06.2007 00:00:00

Грязные руки из Гамбурга

Тэги: гамбург, фестиваль, театр


гамбург, фестиваль, театр В общем-то, непривычные какие-то «Три сестры»...
Фото предоставлено пресс-службой фестиваля

Theatertreffen – самый значимый форум немецкоязычного мира. Спектакли, показанные на Theatertreffen, потом разъезжаются по всем престижным театральным фестивалям. Немецкий театр на сегодняшний день лидирует в Европе, поэтому Theatertreffen во многом определяет сегодняшний театральный процесс.

Маша, Ирина и Ольга, нацепив белокурые детские головки из папье-маше, кружатся в диком хороводе. Клитемнестра, сидя в луже искусственной крови, покуривает и медленно потягивает пиво из банки. Дидона и Эней, пожирая друг друга взглядом, переплетаются телами на деревянном столе┘

Чеховские «Три сестры» прибыли из мюнхенского театра Каммершпиле, Клитемнестра – из Немецкого театра Берлина, а Дидона и Эней представляют театр Базеля. Создатель образов русских женщин – режиссер-поэт Андреас Кригенбург. Гречанка – создание Михаэля Тальхаймера, а королева Картаго и троянский беглец – «дети» Себастьяна Нюблинга┘

Все эти постановки попали в Берлин, пройдя серьезный отбор. В течение целого года семь немецких критиков колесят вдоль и поперек Германии, Австрии и Швейцарии, но лишь десять из сотни просмотренных ими спектаклей удостаиваются приглашения в Берлин. Лидером этого года стал гамбургский Талия-театр, приглашенный на Theatertreffen с тремя постановками!

Однако один из этих спектаклей принес разочарования – «Тартюф» Димитра Готшефа из Гамбурга. Режиссер, ставящий хлесткие, мощные спектакли, на этот раз «дал слабину» – он увлекся своей концепцией и смешал Мольера с Хайнеpом Мюллером. В результате перед зрителем предстало что-то от двуликого Януса. Тартюф Готшефа и Гуру-сектант, и телевизионный проповедник, и доморощенный революционер в одном флаконе, который в конце концов превращается в бесформенный образ.

Два спектакля, возникшие на двух больших отдаленных друг от друга сценах, одинаково убеждают своей невероятной силой. Себастьян Нюблинг из Базеля сочетает Генри Пёрсела с Кристофером Марло. «Дидона и Эней», в сочетании с «Дидоной, королевой Катарго» превращается в крайне взрывоопасную смесь. Звучание ансамбля барочной музыки Schola Cantorum Basilensis создает почву для острых диалогов Марло. Спектакль становится все более и более жестким и мрачным, но под конец все меняется, в постановку врывается «человеческое»: Дидона Сандры Хюллерс застывает от боли при потере Энея, а за ее спиной Ульрике Бартуш (сопрано) тихо поет скорбную песнь оставленной женщины. Глубоко трагично и завораживающе красиво.

Вторая постановка из «провинции» привезена Немецким Национальным театром Веймара – «Болезнь юности» Фердинанда Брукнера в постановке Тильмана Кёлеру. Этим приглашением Theatertreffen не только прославил довольно отдаленный театр, но и сделал из молодого режиссера и актеров, несколько месяцев назад окончивших театральный институт, юных звезд. Берлинский фестиваль открыл немецкому и мировому театру немало новых звезд. Не исключено, что 28-летний режиссер Тильману Кёлеру вскоре станет столь же знаменит, как те, кто когда-то приезжали в Берлин никому не известными молодыми людьми.

Кёлер помещает шестерых актеров в холодное белое пространство – оно же зал для препарации трупов, оно же ринг, за которым зритель наблюдает сверху. Его режиссура тиха и ненавязчива – не корсет, а помощь молодым актерам. Однако его режиссура чувствуется в каждой мизансцене. Он добился того, чтобы игра актеров стала почти угрожающе достоверной. Возникает то, что так дефицитно в немецком театре, – естественность и органичность.

Актриса Юлишка Айхель за роль в спектакле «Болезнь юности» получила приз Альфреда Керра, вручаемый в конце фестиваля лучшему молодому актеру. Еще одно актерское открытие – Ханс Лёв, который часто появлялся в ролях второго плана на предыдущих фестивалях. В этом году он блистает в двух главных ролях: отчаявшийся и экстравагантный Вертер (спектакль Яна Боссе в театре Максима Горького, Берлин), а также как преисполненный жажды деятельности и одновременно одолеваемый парализующим волю страхом революционер в «Грязных руках» режиссера Андреаса Кригенбурга (театр Талия, Гамбург).

В прошлом году Театртреффен сопровождали так называемые «Нелицеприятные дискуссии», спровоцированные постановкой Димитра Готшефа «Макбет», в которой зритель имел возможность лицезреть пожилых и молодых мужчин – их тела опорожнялись и кровоточили прямо на глазах публики. Дискуссии были бурными – где пределы творческой свободы?

В этот раз все было гораздо тише. Вообще этот фестиваль обнаружил любопытную тенденцию: кажется, немецкие режиссеры больше полюбили актера, стали ему больше доверять.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

Андрей Выползов

0
1444
США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

Михаил Сергеев

Советники Трампа готовят санкции за перевод торговли на национальные валюты

0
3724
До высшего образования надо еще доработать

До высшего образования надо еще доработать

Анастасия Башкатова

Для достижения необходимой квалификации студентам приходится совмещать учебу и труд

0
2093
Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Ольга Соловьева

Россия хочет продвигать китайское кино и привлекать туристов из Поднебесной

0
2365

Другие новости