0
854
Газета Культура Интернет-версия

18.06.2007 00:00:00

Космополитичный Бах

Тэги: музыка, фестиваль


музыка, фестиваль Сэр Джон Элиот Гардинер осуществил экскурс в историю рода Бахов.
Фото предоставлено организаторами фестиваля

Все на свете когда-нибудь заканчивается, но хорошее имеет свойство кончаться быстрее. Не успев как следует развернуться, Баховский фестиваль в Лейпциге подошел к концу. Пора подводить итоги.

Десятки тысяч поклонников Баха съезжаются сюда со всех континентов, выступить на фестивале считают за честь мировые звезды, признанные корифеи в области старинной музыки. За 10 дней с раннего утра до глубокой ночи проходят 80 концертов различных форматов и жанров. Форумом живет буквально весь город – от бургомистра, посещающего большинство концертов (и сидящего к тому же не в VIP-ложе, а среди публики), до десятков добровольцев, провожающих зрителей к концертным залам, отвечающих на бесчисленные вопросы, терпеливо выслушивающих сумбурные впечатления и личные истории┘ Бросается в глаза почти полное отсутствие назойливой рекламы: несмотря на серьезные финансовые вложения, рекламные щиты не перегораживают дорогу, а логотипы спонсоров не затмевают имена авторов и исполнителей (что у нас является чуть ли не нормой) и никогда не объявляются вслух (также в отличие от добрых российских традиций).

Тем рельефнее на столь радужном фоне видятся острые проблемы и противоречия, являющиеся ахиллесовой пятой нынешней культурной ситуации в целом, а не одного лишь Баховского фестиваля и уж тем более не результатом каких-то просчетов его устроителей.

Прежде всего это проблема возраста. Если выбрать наугад на любом фестивальном концерте в Лейпциге (исключая разве что рок и джаз) двух рядом сидящих зрителей, то их суммарный возраст почти наверняка перевалит за 100 лет, а то и уверенно устремится к 150. Так происходит из года в год, невзирая на все усилия организаторов (бесплатные концерты на открытом воздухе, детская и семейная программы, джаз, рок и экспериментальная музыка, театральная составляющая, гибкая ценовая политика – одним словом, все, что в состоянии привлечь на форум молодежь и «неакадемическую» аудиторию). И это при том, что большинство музыкантов-исполнителей на фестивале – молодые люди. Но придут ли они сюда как зрители, приведут ли своих друзей и детей? Вопрос, на который нет ответа.

Отрадно, что у фестиваля сформировалась собственная аудитория – как правило, это люди состоявшиеся (речь не только и не столько о материальной стороне), через многое прошедшие. Однако в сочетании с определенным перечнем исполнителей (что тоже объяснимо, поскольку коллективы, исполняющие барочную музыку, не возникают внезапно, а формируются годами) и устойчивым журналистским пулом, где мелькают одни и те же лица, подобная тенденция рано или поздно может привести к застою.

Другая проблема, более подспудная, но не менее острая – национальное и общеевропейское. Безусловно, для немцев (тем более для жителей восточных земель, переживших недавно смену государства, экономического строя, идеологии и прочих важных атрибутов) Бах – одна из ключевых точек национальной самоидентификации, к тому не затронутая (в отличие от Бетховена или Вагнера) во времена господства фашистской пропагандистской машины. Десятками лет, поколениями музыкантов создавалась и передавалась традиция немецкого исполнения баховской музыки, долгое время не имевшая ни альтернативы, ни конкуренции. Однако времена меняются, и сегодня ни для кого не секрет, что большинство лучших исполнителей музыки Баха и его предшественников живут за пределами Германии. Нынешний фестиваль лишний раз подчеркнул эту данность.

Иностранцы не только привезли в Лейпциг «своего» Баха, но и приняли участие в восстановлении немецкого культурного ландшафта его эпохи (в соответствии с темой нынешнего форума: «От Монтеверди к Баху»). В частности, творческий облик редко исполняемого в наши дни Михаэля Преториуса (1571–1621) с блеском, истинно английским размахом и бесстрашием воссоздали La Capella Ducale и Musica Fiata под руководством трубача-виртуоза Роланда Уилсона, не побоявшегося освоить все гигантское пространство церкви Святого Фомы (на галереях расположились целых три хора, оркестра и группы солистов, чьи переклички производили мистический эффект, усиленный постоянными перемещениями музыкантов – казалось, ангелы с шумом перелетают с одного места на другое). Фигуру клавесиниста-философа Иоганна Якоба Фробергера как прямого баховского предшественника представил в сольном клавирном концерте один из пионеров аутентичного исполнительства, человек-легенда Густав Леонхардт, живущий в Нидерландах. Наконец, музыкальной экскурс в историю рода Бахов осуществил в кульминационном концерте фестиваля сэр Джон Элиот Гардинер, сразивший аудиторию качеством вокального и оркестрового звучания.

Лейпциг


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

Андрей Выползов

0
1937
США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

Михаил Сергеев

Советники Трампа готовят санкции за перевод торговли на национальные валюты

0
4590
До высшего образования надо еще доработать

До высшего образования надо еще доработать

Анастасия Башкатова

Для достижения необходимой квалификации студентам приходится совмещать учебу и труд

0
2494
Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Ольга Соловьева

Россия хочет продвигать китайское кино и привлекать туристов из Поднебесной

0
2865

Другие новости