0
826
Газета Культура Интернет-версия

06.08.2007 00:00:00

Зверски красиво

Тэги: животные, кельн, выставка, искусство


животные, кельн, выставка, искусство Антуан-Луи Барье (1795–1875) был другом Делакруа, посещал вместе с ним зоопарки и создавал скульптуры из жизни животных. На снимке – тигр, поедающий крокодила (1831). Место хранения – Амстердам, Музей Ван Гога.
Фото предоставлено пресс-службой музея

Человек и животные – от этих отношений одни заходятся восторгом, другие погружаются в ужас. Змея на даче, мышь в подъезде – но одновременно и любимый котик, и ненаглядный песик, и буря восторга при виде слона или зебры в зоопарке. В кельнском Музее Вальрафа-Рихарца (с недавних пор объединенном с Фондом Корбу) проходит выставка «Зверинец. Как наш образ произошел от зверей», посвященная образу животных в искусстве.

Здесь представлены не только живопись и графика, но и скульптуры, и даже такие промежуточно-странные жанры, как объемные картины под стеклом, когда на живописном фоне помещается чучело птицы.

Эстетика соседствует с наукой. В деле познания природы искусство никогда не оставалось без работы, особенно до изобретения фотографии. И потому выставка полна гравюр из старинных фолиантов, запечатлевших многообразие рыб, и такими непривычными для музейного завсегдатая предметами, как раскрашенный муляж печени льва. Он был выполнен на рубеже XIX–XX веков в учебных целях, но из сегодняшнего дня смотрится как пример художественной формы в мире природы, чистой воды артефакт. Тем более что он соседствует с Делакруа и Гогеном. Первый представлен полотном с изображением льва (этот сюжет в исполнении художника давно уже стал хрестоматийным у анималистов), Гоген же – портретом Ван Гога из амстердамского музея Ван Гога. Эскиз для него, хранящийся в Музее Израиля в Иерусалиме, являет зрителю неожиданный образ: сквозь черты лица Ван Гога проступает обезьянья мордочка. Исследователи считают, что в эскизе проявился спор двух художников. Гоген ратовал за воображение в искусстве, Ван Гог же любил все рисовать с натуры, отказываясь довериться силе собственной фантазии. Гогена это не на шутку сердило, он считал подобное поведение непростительной зависимостью от природы, а художника в этой ситуации готов был уподобить обезьяне, перенимающей ужимки, а не суть.

Кстати, обезьянам посвящен отдельный раздел в экспозиции. Ведь обезьяны выглядели alter ego человеческого характера и привычек задолго до появления книги Дарвина о происхождении видов. Аллегории с участием обезьян были излюбленным сюжетом еще в эпоху Тенирса Младшего. Но и в XIX веке можно было встретить картины, где мартышкам отводилась роль критиков в искусстве. Одну из них и показывают сейчас на берегах Рейна: это полотно Габриеля Макса «Обезьяна как художественный арбитр» 1889 года из собрания мюнхенской Новой Пинакотеки. На вилле самого художника жила обезьяна, с которой тот даже хотел быть похороненным в одном гробу. Дети покойного не исполнили его воли, хотя Макс был приверженцем Дарвина и всерьез увлекался наукой. Так что изображение обезьян, рассматривающих – судя по надписи на едва видной на полотне этикетке – картину «Тристан и Изольда», было для автора поводом задуматься о старом искусстве, недооценивавшем животный мир, не видевших в нем корни самого человека. Ироничное же название было дано полотну уже позже.

Каковы бы ни были коннотации, возникающие на кельнской выставке в связи с этим или другим экспонатом, ясно, что посвящена она одной из важнейших сторон нашего бытия. Не случайно в Кельне сделали небывало мощную педагогическую программу. Да и сама выставка устроена настолько дружески с точки зрения маленьких посетителей, в зале так много игр и загадок-викторин, что впору ее воспринимать как детскую. Только вопросы, которые она ставит в свете нынешних споров о правоте Дарвина и культурной истории взаимоотношений человека и природы, обсуждаются обществом порой в далеко не детских выражениях.

Кельн–Москва


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

Андрей Выползов

0
1837
США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

Михаил Сергеев

Советники Трампа готовят санкции за перевод торговли на национальные валюты

0
4448
До высшего образования надо еще доработать

До высшего образования надо еще доработать

Анастасия Башкатова

Для достижения необходимой квалификации студентам приходится совмещать учебу и труд

0
2427
Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Ольга Соловьева

Россия хочет продвигать китайское кино и привлекать туристов из Поднебесной

0
2776

Другие новости