0
1324
Газета Культура Интернет-версия

28.09.2007 00:00:00

Между «парикмахершей» и «пулеметчиком»

Тэги: фестиваль, театр


Пятая «Новая драма» – фестиваль-эксперимент, перетряхнувший багаж прежнего опыта и изменчивых предубеждений.

В шорт-листе – три спектакля из репертуара Театра.doc, «Практики» и Центра драматургии и режиссуры, остальные – в формате читок. Понятно, что при таком подходе жюри придется оценивать драматургические тексты, а не способы их подачи. «Новодрамовцы» ушли от конкурса спектаклей, оставив критиков в состоянии клинической задумчивости: то ли это попытка пустить пыль в глаза, создать видимость честного состязания в условиях, когда на деле происходит всего лишь бой с тенью, то ли новация, фиксирующая сегодняшнюю театральную реальность. Хотя прежде всего следовало бы оценить усилия организаторов, решивших не допустить повторения прошлогоднего казуса: жюри вполне объективно определило победителя в номинации «Лучший спектакль», но не нашло пьесы, которая была бы достойна награды.

На этот раз такое не повторится. Эксперты дважды просеивали тексты. Сначала был составлен большой список – 70 названий лучших пьес, отмеченных на всех общенациональных драматургических конкурсах. Затем из этих семи десятков экспертный совет во главе с Кристиной Матвиенко отобрал один – золотой срез современной драматургии. Ежели кому угодно – сомневайтесь в чистоте золотоносной жилы, разрабатывайте другие породы (Бог даст, найдете).

Одна из самых неожиданных и сильных пьес – «Парикмахерша» ростовчанина Сергея Медведева – прошла уже два конкурса, «Премьеру.txt» в Москве и екатеринбургскую «Евразию», и теперь добралась до «Новой драмы». Пожалуй, впервые в отечественной словесности мы видим совершенно новый тип героини, ломающий традиции женской жертвенности. От бедной Лизы к несчастной Татьяне Лариной, от обманутой княжны Мэри к падшей Сонечке Мармеладовой, к обесчещенной Катюше Масловой и далее, далее, далее – всякий раз, едва в романе ли, в пьесе ли возникала схожая коллизия, как сразу же срабатывала схема: «жертва-жертва, я тебя съем и надругаюсь, а потом страданию человеческому поклонюсь». Героиня «Парикмахерши» жертвой себя ни на минуту не ощущает и нам не позволяет так к себе относиться, хотя испытаний и обманов на ее долю выпадает не меньше, чем досталось их ну хотя бы «Бесприданнице».

Гомерически смешная и горестная история отражает важнейший тренд нашего времени – волей-неволей российским женщинам приходится приспосабливаться к отсутствию правильных мужчин. Старая система матримониальных отношений приказала долго жить, а суть новой сформулировала одна из героинь в разговоре о прическах: «У современных стрижек нет строгих рамок, и мастер имеет возможность «поиграть» какими-то деталями, длиной и создать форму, идеально подходящую именно этому мужчине. Главное, что от хорошего парикмахера мужчина каждый раз должен уходить изменившимся, обновленным и посвежевшим».

Рассказ от первого лица перемежается диалогами, перетекающими в ремарки. То ли мутировавшая монопьеса, то ли нетрадиционно записанный киносценарий. Впрочем, читка не выявила никаких противопоказаний текста театру. Если у постановщика (а пьесу, как обещали, поставят в «Практике» уже в нынешнем сезоне) возникнут проблемы – так это его частное дело. Сегодня, когда Брусникина, Гинкас, Додин под аплодисменты театральных критиков ставят погонными метрами российскую прозу, споры о том, драматургичен ли такой текст, становятся совершенно праздным занятием.

Закончились, кажется, и мучительные поиски современного героя, о которых всеми доступными средствами оповещали театроведы. Спектакль «Я, пулеметчик», поставленный Ириной Керученко по пьесе бывшего тольяттинца Юрия Клавдиева в Театре.doc в копродукции с Центром драматургии и режиссуры, собрал воедино вопросы и ответы, представил судьбу не как произвольную игру случайных смыслов, а как осознанное, пускай и трагическое решение самого человека.

Кажется, впервые в доковском подвале столь густо замешены разные стихии: воздух, огонь, земля, вода. Два героя разных эпох – дед, пулеметчик на фронтах Великой Отечественной, и внук, участник бандитской группировки. Эволюция от защитника Отечества до врага общества. И общий принцип: «Нельзя сдаваться!» Кровь за кровь, смерть за смерть. Там – «наше дело правое», здесь – «не брошу своих пацанов». И там и тут мат, боль, страх, спрессованное в секунды время боя. Доведись внуку жить в дедовские времена – пошел бы он смерть не за своих реальных пацанов, за родину? А дед, родись он не 20-е, в 80-е, – стал бы таким же пулеметчиком-косарем, кумом костлявой кумы? Никакой эстетики-лайт, раздачи пряников, сладкой морали.

Между этими полюсами – «Парикмахершей» и «Пулеметчиком», женским поиском и мужским выбором – и разместилась сегодня «Новая драма».


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

Андрей Выползов

0
1919
США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

Михаил Сергеев

Советники Трампа готовят санкции за перевод торговли на национальные валюты

0
4565
До высшего образования надо еще доработать

До высшего образования надо еще доработать

Анастасия Башкатова

Для достижения необходимой квалификации студентам приходится совмещать учебу и труд

0
2482
Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Ольга Соловьева

Россия хочет продвигать китайское кино и привлекать туристов из Поднебесной

0
2844

Другие новости