0
999
Газета Культура Интернет-версия

22.10.2007 00:00:00

Они возвращаются

Тэги: баршай, оркестр, музыка


Легендарный маэстро, чье имя способствовало заголовку прошедшего концерта «Великие имена», действительно патриарх исполнительского искусства. Поэтому возникло чувство неловкости перед великим музыкантом за пустующие в партере места.

Москва сорокалетней давности носила его на руках, он был кумиром интеллигенции, другом и партнером Дмитрия Шостаковича, Святослава Рихтера, Мстислава Ростроповича, Давида Ойстраха и Леонида Когана, играл в первом составе Квартета им. Бородина и основал Московский камерный оркестр. Именно оркестр в его жизни стал доминантой: Баршай-альтист уступил место Баршаю-дирижеру. Предвидел ли маэстро, выпестовавший свой камерный коллектив на барочном и современном репертуаре, добиваясь эталонного исполнения также и ночными репетициями, что его оркестр спустя десятилетия сохранит лишь название, а не суть. Скорее всего да. Покинув страну в 1976-м, Баршай расширил свою сферу интересов, став востребованным симфоническим дирижером в мире и фигурой умолчания на родине.

83-летний маэстро, последний раз выступавший в Большом зале пять лет назад с симфоническим оркестром, представил на суд слушателей камерную программу.

Первое отделение было отдано Моцарту: прозвучали симфония «Юпитер» и соль-мажорный фортепианный концерт с солистом Питером Донохоу. Симфония, обласканная неторопливыми, но столь точными дирижерскими указаниями, как будто получила от Баршая изрядную порцию кислорода, – музыка повествовала и расцветала, а не боролась и не провозглашала, как это обычно бывает при исполнении «Юпитера». Тонко, без нажима, превышающей экспрессии и динамических зигзагов, что довольно часто хотят присовокупить адепты аутентики к музыке Моцарта, симфония произвела впечатление своей естественностью и лаконичностью. К сожалению, нельзя сказать то же самое о Концерте Моцарта. Англичанин Питер Донохоу – победитель VII конкурса им. Чайковского – не сочетался с оркестром своими воззрениями на музыку Моцарта. Виртуозно, но несколько упрямо он представил свою партию, отчего были обидные расхождения с оркестром не только темпового, но и характерного плана. Правда, в результате публика, неистово требовавшая бисов от пианиста, получила в награду еще одного Моцарта – рондо alla turca из ля-мажорной сонаты.

Во втором отделении «Виртуозы Москвы» исполнили Andante cantabile Чайковского в переложении маэстро Баршая, всегда любившего область транскрипций. И опять, как и в случае с Моцартом, музыка, казалось бы, знакомая от первой до последней ноты, стала щемящим откровением.

В заключение концерта Рудольф Баршай поставил сочинение своего друга – композитора Александра Локшина (1920–1987). Абсолютно неизвестное для большинства имя было затерто советской действительностью. Но Баршай считает Локшина великим композитором ХХ века и пропагандой его творчества занимается уже не одно десятилетие как за границей, так по возможности и здесь. Если пять лет назад Баршай специально приезжал в столицу для исполнения «Реквиема» Локшина, то сейчас он выбрал сочинение 1973 года «Песни Маргариты» для сопрано и симфонического оркестра. И если оркестр после гармоничного Моцарта и Чайковского словно ждал драматического прорыва, то солистка Эвелина Добрачева с красивым, но несколько обезличенным сопрано выбивалась своей отстраненностью от оркестровой событийности, которая уже не повествовала, а восклицала и преломляла.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

Андрей Выползов

0
1413
США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

Михаил Сергеев

Советники Трампа готовят санкции за перевод торговли на национальные валюты

0
3674
До высшего образования надо еще доработать

До высшего образования надо еще доработать

Анастасия Башкатова

Для достижения необходимой квалификации студентам приходится совмещать учебу и труд

0
2070
Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Ольга Соловьева

Россия хочет продвигать китайское кино и привлекать туристов из Поднебесной

0
2345

Другие новости