0
1103
Газета Культура Интернет-версия

29.11.2007 00:00:00

Независимый Помра

Тэги: помра, театр, режиссер, цензура


помра, театр, режиссер, цензура Жоэль Помра. Драматург на самообслуживании.
Фото предоставлено театром «Практика»

Жоэль Помра – французский режиссер, драматург, в прошлом году его спектакли можно было увидеть в Авиньоне. Сейчас в Москву он приехал по двум поводам – на фестивале Нового европейского театра показывали его спектакль «Торговцы», а в театре «Практика» он заканчивает репетиции собственной пьесы «Этот ребенок». Созданная им театральная труппа знаменита во Франции, существует с 1990 года, но до сих пор не имеет своей площадки. Интервью корреспонденту «НГ» месье Помра дал, прервав ненадолго репетиции в «Практике».

– Я прочитала отрывок из какого-то вашего интервью, где вы говорите, что одну из своих пьес писали так, как если бы жили в тоталитарном обществе и были бы вынуждены выражать свои мысли в завуалированной форме, чтобы не подвергаться цензуре. Расскажите, какой был стимул к тому, чтобы вы стали говорить вещи политические и социально актуальные?

– Вначале, когда я стал заниматься театром, казалось, что главное – это работа над художественной формой. Я видел очень много спектаклей, идеи которых были очень интересными, которые призывали к человеколюбию, но форма, в которой они выражались, именно художественная форма была очень бедна. Я подумал, что эти великие идеи исчезают из-за примитивной формы. Моя мысль заключается в том, что искусство должно заставлять думать иначе, чем мы думаем в нашей обычной жизни. Именно форма заставляет задумываться. Например, художники-импрессионисты заставляли задумываться о мире иначе. И в течение продолжительного времени я работал исключительно над этим вопросом. Все, что я говорил об обществе и о мире в целом, я не хотел, чтобы зритель сразу понимал, узнавал сразу, что я думаю о мире и об обществе. Я хотел, чтобы это проходило не через мысли и идеи, а через что-то иное. И поэтому решил, что я как бы спрячу реальную тему моих пьес. Как будто это происходит в обществе, в котором есть цензура. Это заставляло меня говорить о серьезных вещах через средства искусства, а не напрямую через слово. Рядом своих спектаклей я стараюсь потерять своего зрителя в том смысле, что я не говорю ему, о чем я думаю. И вместе с тем я пытаюсь ему показать, почувствовать те вещи, в которые верю и о которых думаю.

– «Торговцы», которых привозили сейчас на фестиваль НЕТ, говорили, нуждались в трех тоннах оборудования. «Практика» – театр очень камерный, скромный во всем, что связано с техническим оснащением. Почему вы решили работать и ставить спектакль именно здесь?

– Я не выбрал – мы встретились. И мы решили с директором театра Эдуардом Бояковым поэкспериментировать вместе. Когда я увидел размеры театра, пространство маленькое, я подумал, что мне придется трансформировать свою обычную манеру. Может, это как раз соответствует тому, что я раньше сказал. Я думаю, когда сталкиваешься с такими трудностями или с чем-то необычным, то это способствует творчеству. Одно могу сказать – я не буду пытаться сделать что-то в этом пространстве, что не будет правдоподобно здесь.

– «Этот ребенок» – ваша собственная документальная драма. Документальная драматургия в России сейчас в моде, новые авторы, спектакли, идут дискуссии. Существует ли что-то подобное как особое направление драматургии во Франции?

– Мне кажется, во Франции этого нет. Есть двойственность во всем этом документальном мире. Например, документальный театр. Задача его – сделать отрывки документальные, дать увидеть реальность напрямую, как можно прямее. Но не надо забывать, что мы в театре, а не в кино. И слово «документальный» означает разное в театре и кино. Потому что кино записывает, а театр должен построить все по новой или придумать по новой. Потому что театральная сцена сама по себе совершенно искусственное место. Где есть прожектора и люди, которые сидят в пяти метрах. Это не обычная жизнь.

– Могли ли вы рассказать, как вы работали над драмой «Этот ребенок», в качестве иллюстрации к тому, что вы брали интервью и что вы делали потом, и что из этого получилась драма.

– Меня во Франции попросили написать пьесу на основании интервью, которые бы я мог проводить с людьми. Я ответил, что не хочу таким образом работать. Я сказал, что у меня есть желание придумать, но нет желания подойти и своровать слова людей. Я сказал, что у меня есть желание встретиться с людьми и поговорить с ними, но интервьюировать их не хочу. Я хотел, чтобы был обмен: я буду говорить, они будут слушать, они будут говорить, слушать буду я. Обмениваться мнениями, что такое быть родителями. И потом посмотрим, останется ли что-то от этой встречи в памяти.

– В результате после этих интервью вы написали свой собственный текст?

– Да.

– То, что вы являетесь драматургом и режиссером, как это влияет на вашу работу? В России это сочетание не так часто встречается, а как обстоят с этим дела во Франции?

– Во Франции тоже мало людей, которые являются и авторами, и режиссерами. Но есть и такие, которые занимаются тем и другим. Просто режиссеры продолжали интересоваться авторами, которые умерли, классиками, и чтобы увидеть свое собственное сочинение при жизни, пришлось окунуться в режиссуру. Иначе – никак.

– Сначала вы драматург?

– Конечно, я драматург, я не режиссер. Я никогда не ставил чужой текст и никогда этого не буду делать.

– Как вы считаете, насколько современный театр зависит от кино?

– Тот, кто занимается театром сегодня, принимает во внимание все, что его окружает: кино, фотографию, живопись, музыку, телевидение, пластические искусства. Я не могу заниматься театром, как это делалось 100 лет назад. Не я другой, другие – театральные режиссеры, которые продолжают заниматься театром так, как будто бы кино не существует.

– А если говорить о каком-то конкретном кино, есть ли какие-то режиссеры для вас интересные? А если говорить о театральной традиции, то она какая?

– Я человек, который следует традиции. Я пришел из Шекспира, я влюблен в Шекспира. И Чехова. Они оказали на меня наибольшее внимание. Что касается кино, у меня нет модели. У меня десятки людей, которые интересны. Часто они противоречивые. Я соединяю эти влияния, которые для меня близки, хотя ничего общего не имеют между собой. Может быть, это создает Жоэля Помра, а может, он существует только благодаря влияниям на него их всех.

– Что значит, что вы ставите свои спектакли в собственной независимой компании? Не хотите связываться с большими театрами?

– Я сам себе продюсер. Могу контролировать экономику и быть независимым.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

Андрей Выползов

0
1175
США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

Михаил Сергеев

Советники Трампа готовят санкции за перевод торговли на национальные валюты

0
3132
До высшего образования надо еще доработать

До высшего образования надо еще доработать

Анастасия Башкатова

Для достижения необходимой квалификации студентам приходится совмещать учебу и труд

0
1769
Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Ольга Соловьева

Россия хочет продвигать китайское кино и привлекать туристов из Поднебесной

0
2110

Другие новости