0
1016
Газета Культура Интернет-версия

18.01.2008 00:00:00

Творческая и общественная работа

Тэги: коморовска, катынь, вайда, фильм, кино


Майя Коморовска – известная польская актриса (р. 1937). После окончания факультета кукловодов Краковской театральной школы работала в Краковском театре «Гротеск» и Вроцлавском театре-студии Ежи Гротовского «13 рядов».

В кино дебютировала небольшой ролью в короткометражном фильме Кшиштофа Занусси «Горы в сумерках» (1970), а международная известность пришла к актрисе после получения премии за лучшую женскую роль на МКФ в Сан-Ремо, сыгранную в ленте Занусси «За стеной» (1971). Играла почти во всех картинах Занусси – «Семейная жизнь» (1971), «Квартальный баланс» (1974), «Спираль» (1978), «Дороги в ночи» (1979, в ФРГ), «Контракт» (1980), «Год спокойного солнца» (1984), «Состояние обладания» (1989), «Галоп» (1995).

Коморовска снималась в фильмах других польских режиссеров: «Как далеко отсюда, как близко» (1972) и «Лава. Повесть о «Дзядах» Адама Мицкевича» (1989) Тадеуша Конвицкого, «Свадьба» (1972) и «Барышни из Вилько» (1979) Анджея Вайды.

Со второй половины 70-х годов часто снималась за рубежом. Среди наиболее значительных работ – «Будапештские сказки» (1976) Иштвана Сабо.

На рубеже 70–80-х годов принимала активное участие в диссидентском движении в Польше. На фестивале в Берлине в феврале будет показан новый фильм Вайды «Катынь», где одну из главных ролей сыграла Коморовска. Накануне фестиваля актриса дала интервью корреспонденту «НГ».

– Пани Коморовска, часто ли вспоминаете свое участие в «Солидарности»?

– В декабре была очередная годовщина. В эти дни всегда вспоминается то время. Не я вспоминаю – время напоминает о себе. Я была связана с комитетом при Примасе, Комитетом помощи интернированным и заключенным. Мы работали в костеле Святого Мартина. Вернее, не то что работали, там место нашлось для нас. Я ездила в тюрьмы, разбросанные по всей Польше. Сначала мы возили туда лекарства, теплые вещи – то, что было нужно. А потом появились возможности видеться с интернированными, иногда только с парой человек, иногда побольше. Это были времена, когда люди очень помогали друг другу┘

– Этот опыт как-то стимулирует вас к тому, чтобы заниматься политической или общественной жизнью сегодня?

– В общественной жизни – да┘ Могу ответить только о себе┘ В политической жизни просто труднее участвовать┘ Был такой период, когда мне предлагали быть сенатором, но тогда надо выбрать: или – или. Или мне надо было оставить студентов – а я тогда работала над дипломным спектаклем, или работать в парламенте. Я думаю, если человек, артист работает, творит, так не то что не может, но это очень трудно совмещать. А вот на общественной ниве актеры очень много у нас в Польше работают, хотя бы сбор денег на Повонзках (самое известное в Польше варшавское кладбище, вроде нашего Новодевичьего. – «НГ»), проводим разные акции, очень многие из нас, что были в том самом общественном Комитете помощи интернированным, помогали при расширении хосписа и т.д., многие люди участвуют в общественной жизни параллельно с работой в театре или в кино. Если хочешь выбрать политику, то надо свою работу на какое-то время оставить.

– В России «Катынь» Вайды не идет. А как вам кажется – надо ли, чтобы эта лента была показана в России?

– Я думаю, что да. Нет, я не верю в то, что этот фильм может испортить отношения между нашими странами. Все, конечно, зависит от доброй воли, но, по-моему, рассчитаться со своей историей┘ это очень важно┘ Катынь – это факт, исторический факт┘ и я думаю, что это не должно помешать. Я верю, что не должно. Там ведь есть ваш актер Сергей Гармаш. Он прекрасно сыграл, и я думаю, что это еще одно доказательство этого. Не показать – это будет означать гораздо больше, чем показать.

– Вы преподаете в театральной школе. Спрашивают ли вас студенты о вашей общественной деятельности и вообще – о недавней истории Польши?

– Нет, вы знаете, я прежде всего учу профессии. Но человек живет в обществе, в своей стране, наверняка студенты это видят, студенты понимают... Я стараюсь передавать им свой опыт, делюсь со своими студентами┘ это невольно, то, что человек делает, даже как работает, не только то, что делает, но как делает также, я думаю – это важно.

– Участие в общественной, политической жизни влияет на ваши роли?

– Вы знаете, так нельзя задавать вопрос. Слишком в лоб. Я могу ответить так: все отпечатывается. Но я думаю, что вы должны осторожнее задать вопрос, как бы красивее. Ну, может, не осторожнее, но красивее, этот вопрос должен быть красивее. Все имеет влияние на жизнь┘ Вот такой пример – когда нет спектакля, я могу участвовать во встречах. В одном месте я читаю стихи. Стихи Шимборской, потом еду к доминиканцам в Лодзь, и там буду читать стихи, начиная с классиков и до ксендза Твардовского, ксендза Пасерба и так далее, так что работы такой┘ как бы тоже творческой, ведь это тоже творческая, но в то же время общественная┘ очень много.

Варшава–Москва


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

Андрей Выползов

0
1824
США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

Михаил Сергеев

Советники Трампа готовят санкции за перевод торговли на национальные валюты

0
4419
До высшего образования надо еще доработать

До высшего образования надо еще доработать

Анастасия Башкатова

Для достижения необходимой квалификации студентам приходится совмещать учебу и труд

0
2413
Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Ольга Соловьева

Россия хочет продвигать китайское кино и привлекать туристов из Поднебесной

0
2758

Другие новости