0
1238
Газета Культура Интернет-версия

23.01.2008 00:00:00

Шедевры потрясли. И растрясли

Тэги: курентзис, мельников, филармония, концерт


Очередной концерт персонального филармонического абонемента Теодора Курентзиса прошел в Большом зале консерватории. Маэстро дирижировал симфоническим оркестром «Новая Россия», солировал пианист Александр Мельников.

Слушательская истерия, вызванная личностью и творчеством Теодора Курентзиса, вскоре приведет к тому, что его абонементы будут раскупаться быстрее, чем на Дениса Мацуева – уже в течение нескольких сезонов укрепившегося лидера по продажам. Если на Мацуева ходят в желании еще раз насладиться чистотой фортепианной игры – новостей от него ждать не приходится, все технические барьеры преодолены, все скорости покорены – еще быстрее играть не получится, то от Курентзиса, предсказуемого именно своей непредсказуемостью, публика каждый раз ждет чего-то нового. Маэстро об этом знает и нарочито держит марку Интерпретатора (с большой буквы), правда, в некоторых случаях он все-таки своим имиджем злоупотребляет. Как, собственно, и случилось в этот раз.

Первая симфония Малера (во втором отделении) оставила, правда, впечатление мастерски прочитанной партитуры, где все было на своих местах: темпы, кульминации, динамика, единый порыв, объединяющий исполнение этой гигантской и изматывающей партитуры от первой части к финалу. Но не более того – до нового слова в Малере Курентзис еще не дорос, а три пиано у духовых и прочие тонкости оркестровой игры, с которыми на достойном уровне справился оркестр, могут удивить разве только российского слушателя – для хороших западных коллективов это вещь совершенно естественная, венские оркестры с подобными трудностями справлялись еще в малеровское время (иначе зачем бы он, прекрасный дирижер, стал писать заведомо «неиграемое»), не говоря уже о сегодняшнем дне.

Другое дело – Второй концерт Рахманинова, буквально взорвавший публику в первом отделении. Курентзис и Мельников к этому концерту готовились – в целях представить новое прочтение «затертого» шедевра они изучали партитуру, размышляли, искали┘ Но только результат этих поисков оказался интересным лишь в частностях, но неудовлетворительным в целом. Отдельные наблюдения этого дуэта даже можно отметить: так, например, знаменитая кульминация в первой части в их исполнении превратилась в злобный марш в духе Шостаковича, но этот фрагмент повис – он не был подготовлен и остался без продолжения – в погоне за мелочами исполнители потеряли общую логику, не выстроили концепцию целого. Кроме того, вследствие своих темповых решений – предельно быстро, но с неоправданными замедлениями и ускорениями – и смысловых нагрузок эта музыка потеряла привитое композитором органичное дыхание, что оставило ощущение неестественности и неуместной надуманности трактовки Курентзиса и Мельникова.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

Андрей Выползов

0
1526
США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

Михаил Сергеев

Советники Трампа готовят санкции за перевод торговли на национальные валюты

0
3927
До высшего образования надо еще доработать

До высшего образования надо еще доработать

Анастасия Башкатова

Для достижения необходимой квалификации студентам приходится совмещать учебу и труд

0
2182
Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Ольга Соловьева

Россия хочет продвигать китайское кино и привлекать туристов из Поднебесной

0
2459

Другие новости