Кадр из фильма «Ирония судьбы. Продолжение».
Одному из самых любимых актеров советского кино, Юрию Васильевичу Яковлеву, сегодня исполняется 80 лет. Народный артист СССР, лауреат Государственных премий СССР и России, Яковлев счастливо убегает от собственного юбилея.
Единственный спектакль, который он играет сегодня в родном ему Театре имени Вахтангова, «Чайка», где Яковлев исполняет роль Сорина, в афише был поставлен на 24 апреля, ни в мае, ни в июне больше спектаклей с его участием нет. В понедельник, 28-го, в узком кругу будет представлен фотоальбом, приготовленный к юбилею. Но, если задуматься, эта вот не то чтобы скромность, но отстраненность от всяческой суеты всегда была свойственна актеру, да, в общем, к этому стремились и многие герои, которых довелось Яковлеву сыграть.
Конечно, для миллионов и миллионов советских людей Яковлев – звезда, любимый актер по фильмам «Иван Васильевич меняет профессию», «Гусарская баллада», «Ирония судьбы, или С легким паром!»... Перед каждым названием можно добавить – «конечно». Конечно. И не скучно перечислять, хотя сам актер, возможно, от этой славы успел подустать. Ведь если говорить о ролях ранних, то, может быть, в первую голову следовало бы назвать «Идиота», где герой Яковлева был другим, не похожим на других, сыгранных не менее великими и заслуженными.
Но ведь Яковлев, правда, для более узкого круга театральной публики, – один из патриархов, величин Театра имени Вахтангова (без малого – 60 лет на одном месте!). И тут, пожалуй, следует искать корни его таланта. Можно, конечно, начать восхищаться им, говоря о неповторимом богатстве голоса актера, который, конечно, ни с чьим другим не спутаешь, но голос его и вправду – необыкновенный, не фортепиано – орган. А можно начать с того, что Яковлев – актер безукоризненной формы, в этом смысле, конечно, наследующий традиции Вахтанговской школы, полученной им из вторых рук (он – ученик Цецилии Мансуровой), несущий эти традиции с гордо поднятой головой, поскольку, что, впрочем, стало уже общим местом, Яковлев – один из главных аристократов и интеллигентов советского и ныне русского театра и кино. Порода – да, порода. Аристократ с человеческим лицом, что позволило ему играть советских интеллигентов и недотеп, а не только белогвардейцев, как в некоторых других случаях.