0
786
Газета Культура Интернет-версия

15.05.2008 00:00:00

В поисках нового языка

Тэги: искусство, авангард


Авангардист Анатолий Осмоловский победил на премии Кандинского с «Хлебами» – деревянными хлебными краюхами, развешанными в виде иконостаса. Не менее леворадикальный Олег Кулик с проектом о духовности «Верю» стал победителем премии «Инновация-2007». Корабль современного российского искусства стремительно меняет курс. Его новые паруса: религия и патриотизм.

Телекамеры, плазменные экраны, фотовспышки, разряженный бомонд на премиях и презентациях – все это слабо ассоциируется с недавним представлением об актуальном искусстве как о чем-то маргинальном, когда художники режут свиней, лают на прохожих или выкладывают из тел нецензурные слова на Красной площади. Теперь здесь приличные деньги и приличные люди. Точнее, люди те же, но другой уровень респектабельности. Соответственно изменились сами произведения: они стали как минимум патриотичнее и как максимум религиознее.

Сначала, как водится, изменения коснулись политической и экономической сфер. В названия и провластных, и оппозиционных партий стало непременно входить слово «Россия»: единая, справедливая, другая. Им вторили компании: «Русский стандарт», «Русская жизнь», «Русский журнал». «Comedy Club» потеснила «Наша Russia».

Настала очередь contemporary art. «Поп-соцартисты» Дубосарский и Виноградов разродились «Временами года русской живописи» – 24 квадратных метра, густо населенных родными персонажами: от красного коня до трех богатырей, от маршала Жукова до Царевны Лебеди. Питерский арт-фрик Вадим Мамышев-Монро, пройдя череду перевоплощений от Мэрилин до Наполеона, именно за ремейк на народную комедию «Волга-Волга» с собой в главной роли удостоился награды «Медиа-Арт года».

Самый знаменитый московский скандалист Олег Кулик стал ездить в Монголию, отрастил бороду, сменил имидж «человека-собаки» на «буддийского мудреца». В 2006 году он организовал проект «Верю» – о связи духовности и искусства. Анархист Анатолий Осмоловский, известный тем, что выложил из тел соратников неприличное слово на Красной площади, теперь в рамках куликовского проекта создал иконостас в виде деревянных «хлебов». Нынче Осмоловский ездит на русский Север: для изучения тамошних церквей, иконостасов и древних языческих преданий.

Однако не все представители contemporary art устремились за «поправевшими» лидерами. В прошлом году Дмитрий Врубель и Виктория Тимофеева с огромным коллажем «2007», где были представлены все медийные герои: от Путина до Литвиненко, от Лужкова до Каспарова – не вызвали особого ажиотажа. В этой работе не было никакой концепции, кроме «актуальности» представленных персонажей. К художественной ярмарке «Арт-Москва» Врубель с Тимофеевой подготовили «Евангельский проект», в который изначально вложена идея, способная вызвать небольшой скандал: каждое изображение подписано строчкой из Библии. Разумеется, в ироничной интерпретации. К примеру, картинка, где бравый парниша в гопнической кепке держит за руку свою подружку, подписана так: «Ангел, войдя к ней, сказал: радуйся, Благодатная, Господь с Тобою; благословенна ты между женами. Она же, увидев его, смутилась от слов его и размышляла, что бы это было за приветствие». Перенесенные на холст фотографии подростков из интерната для умственно отсталых детей или шокирующие кадры иракской войны: все это, мягко выражаясь, не совсем деликатно «прокомментировано» евангельскими изречениями.

Сама идея позаимствована у английской звезды современного искусства Дамиана Херста (группа «Молодые британские художники»), подписавшего инкрустированный бриллиантами череп библейской цитатой: «Ибо это есть любовь к Богу». Наши художники не так откровенны в антирелигиозной направленности. Более того, учитывая российские общественные тенденции, такие провокационные штуки, как «Евангельский проект», ожидает обратный эффект – искреннего интереса к подлинным библейским сюжетам. Так уже было, когда талантливейший художник-марксист Дмитрий Гутов изобразил на экспозиции «Верю» увеличенные стопы Христа с картины Монтеньи: реакция ожидалась, как у Достоевского на полотно «Мертвый Христос» Гольбейна-младшего: «От нее вера скорее может пропасть». Но гигантские стопы с ранами от гвоздей вызывали у посетителей легкий трепет, а сама выставка символически оказывалась под пятой мертвого Христа, словно воскрешение искусства впереди.

Подробности читайте в приложении НГ-Антракт (16 мая)


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

Андрей Выползов

0
2304
США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

Михаил Сергеев

Советники Трампа готовят санкции за перевод торговли на национальные валюты

0
5120
До высшего образования надо еще доработать

До высшего образования надо еще доработать

Анастасия Башкатова

Для достижения необходимой квалификации студентам приходится совмещать учебу и труд

0
2829
Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Ольга Соловьева

Россия хочет продвигать китайское кино и привлекать туристов из Поднебесной

0
3262

Другие новости