0
1373
Газета Культура Интернет-версия

25.08.2008 00:00:00

Зимняя битва со стиральными машинами

Тэги: война, финляндия, ссср


Вторая мировая война и степень участия в ней СССР не как жертвы, а как агрессора – табуированная зона для российского общества. Скандал, развернувшийся несколько лет назад вокруг постановки «Голой пионерки» в «Современнике», только подтверждает очевидную истину, что малейшее отхождение от канонического знания о войне вызывает в обществе острейший приступ скверно понятого патриотизма.

В этом смысле постановка в Национальном театре Финляндии романа Вяйно Линна «Неизвестный солдат» в режиссуре радикального постановщика Кристиана Смедса, который сегодня лидирует на финской сцене, может преподать современной России урок критического отношения к истории, урок препарирования истории методом самого вольного, но и ответственного художественного анализа. Спектакль отвечает на важный вопрос: а как вообще сегодня мы можем к этой войне относиться, с какой степенью иронии и подлинности к ней подходить, как снять пафос и истерию.

Здесь не кричат о том, что Россия – враг, а Финляндия глубоко несчастна, здесь вообще сражаются с внутренним врагом (циничными, формализованными, фашиствующими офицерами) гораздо более агрессивно, чем с русскими оккупантами. Этот спектакль – про крайне интересный феномен: про превосходство философии пораженчества над философией всепобедности.

Начинается все классично. Флаг Финляндии. Трагические такты Сибелиуса. Затем выходит Мумми-тролль, приветствует публику, звучит выстрел, и он обрушивается на сцену. Так спектакль и будет идти: на грани серьеза и шутки, гражданского акта и хулиганской провокации.

У Смедса образ врага – это пришедшие в негодность стиральные машины, металлические остовы. Финны рубят их большими строительными молотками. Звуки летающих и падающих стиральных машин имитируют шумы тяжелой артиллерии, а вращение барабанов в стиральных машинах, очевидно, напоминает режиссеру о неизбежности советского блицкрига на Карельский перешеек, а также о техногенности этой войны. Создав столь брутальный образ советской оккупации, Смедс тут же меняет точку зрения. Из «трупа» стиральной машины (упавший советский летчик) финны извлекают кошелек с рублями, портрет Ленина и матрешку. И здесь случается настоящее театральное чудо: финские солдаты наслаждаются красотой дивной игрушки, внезапно напомнившей им на войне о доме. А дальше финны несут русский самовар, как будто бы это приз за спортивное состязание, – и здесь же на видео нам напоминают о победе финского хоккея над русским, реализации чувства реванша.

Смедс смешивает видео и театральную плоть. В один из моментов солдаты садятся в последний ряд зрительного зала с винтовками в руках. За ними неотступно следит камера. Несколько минут на сцене нет решительно ничего, кроме видеопроекции того, что происходит за спинами зрителей, – по сути, в этом куске солдаты смотрят спектакль о самих себе. А затем уходят в бой. Смедс дает вполне ясную идею: мы можем чувствовать эту далекую войну уже не как подлинное, а как искусство. Но Смедс все равно заставляет поверить нас в подлинность. Он показывает сцену ночной разведки «в прямом эфире»: камера с использованием эффекта ночной съемки следит за лицом капрала Лехто (Петри Маннинен). Мы видим крупным планом подслеповатое лицо солдата, внезапный выстрел и смерть.

Роман Вяйно Линна известен всем финнам, его изучают в школе, а экранизацию 1954 года показывают каждый год в День независимости. Смедс, нарушающий каноническую образность, вступает в своем «Неизвестном солдате» в диалог с культурной памятью страны. Но публика пребывает в чистом восторге, бешено аплодирует и подпевает фронтовые песни.

Уже сам литературный текст парадоксален тем, что он нарисовал войну дегероизированной – как грязную, потную кампанию, где действуют обычные финские крестьяне, принципиально не герои. Показательна сцена, где главным действующим лицом становится низовой народный юмор, а солдаты нажираются самогона. В это время на задник проецируется слайд с портретом Карла Маннергейма. Бравый военоначальник, швед благородных кровей, увядая от сквернословия своих солдат, мягко говоря, «офигевает» – Смедс с помощью компьютерной графики уродует его лицо. В другой сцене Смедс дает портреты знаменитых русских – от Ленина до Путина, от Гоголя до Горького, от Политковской до Каспарова; и в этой череде «русских врагов» появляется финский актер Вилле Хаппасало, слишком много работающий в России.

Финальная сцена расставляет все на свои места. Смедс идет на довольно брутальную провокацию. Оркестр играет песню с одной строчкой «Финляндия умерла», а на заднике появляются массмедийные фигуры республики – от президента Тарьи Халонен до шоу-звезд, от протестантских священников до мультипликационной собачки. Идет глобальный видеорасстрел финской элиты, но тут дело не только в публичном скандале и утверждении хрупкости, ранимости финской государственности. После этого расстрела финские солдаты устраивают свалку из оружия, березок, сосновых крестов, изувеченных стиральных машин.

В таком финале Смедс говорит об очень важных вещах. О необходимости смирения перед фактом национального поражения. О том, что да, Финляндия после Зимней войны умерла, потеряв свои территории, граждан и гордость. Но если бы Финляндия выиграла, то была бы на ней колоссальная ответственность за историю. А так... штыки в землю, шинель на плечо и разошлись по домам. Здесь срабатывает не только пораженческая философия модернистского художника, но и гражданское примирение с трагедией и хрупкой судьбой хрупкой страны.

Хельсинки–Москва


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

Михаил Сергеев

Советники Трампа готовят санкции за перевод торговли на национальные валюты

0
1261
До высшего образования надо еще доработать

До высшего образования надо еще доработать

Анастасия Башкатова

Для достижения необходимой квалификации студентам приходится совмещать учебу и труд

0
952
Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Ольга Соловьева

Россия хочет продвигать китайское кино и привлекать туристов из Поднебесной

0
1140
Полномочия присяжных пока не расширяют

Полномочия присяжных пока не расширяют

Екатерина Трифонова

В развитии «народного суда» РФ уже отстает и от Казахстана

0
745

Другие новости