0
2948
Газета Культура Интернет-версия

01.09.2008 00:00:00

Только для взрослых

Тэги: театр, клоун


театр, клоун Джанго – кривое зеркало, в котором отражаются наши страхи.
Фото автора

Инсбрук – город, знаменитый своими горнолыжными курортами, тем, что там проходила Олимпиада, дальше, поскольку речь об Австрии, полагается Моцарт и Штраус. Но именно в Инсбруке, кроме прочего, проходит фестиваль клоунов.

Инсбрук – старинный австрийский город, известен как историческая и культурная столица Тироля. Он спрятался в долине реки Инн между живописными горными вершинами. И предположить, что в этом тихом и мирном месте я увижу афишу титулованного короля дураков среди клоунов – обаятельного хулигана Джанго Эдвардса, было просто невозможно.

Джанго – шут. Настоящий. Свободный, не признающий табу, обожающий эпатировать публику, обескураживать ее. Он – кривое зеркало, в котором отражаются наши страхи, выдуманные рамки приличий и глупые мечты. Он, вернее, конечно, его персонаж, показывает нас с вами, сидящих в душных офисах, не расстающихся с компьютером и экраном телевизора. Вот он сидит на стуле лицом к зрителям в странном мешковатом пальто и хрустит чипсами. Чавкает так, что ошметки летят в разные стороны. Обычно сдержанные австрийцы тут хохочут и аплодируют. Джанго хлопает зрителям, удивленно оглядываясь по сторонам. Пакетик с чипсами рвется и остатки высыпаются на плащ. Джанго продолжает хлопать, хрустеть, плеваться и набивать рот чипсами, доставая их сквозь прорвавшийся пакет. Просто, невероятно знакомо (кажется, похожий тип вчера сидел в одном ряду со мной в кинотеатре), но – невероятно смешно...

Спектакль Джанго – это калейдоскоп лиц, мчащихся перед зрителем в совершенно сумасшедшем ритме. Но в отличие, скажем, от нашего Райкина (именно его чаще всего вспоминают, когда говорят о мгновенно сменяющих друг друга масках) персонажи Эдвардса агрессивны. Он сам похож на торнадо. Громкий, быстрый, жестко требующий внимания и понимания. Пожирающий вашу энергию, но и отдающий свою, как говорится, сторицей. Безобразие. Почти всё – на грани (поэтому-то его представления, которые через неделю уже пройдут и в Москве, имеют «сильное» возрастное ограничение – до 16 лет никак...). Помнится, в Москве он вышел в парандже и... совершенно голым, деликатно прикрываясь рукою. Эту шутку сегодня играть уже опасно, а тогда еще, казалось, ничего... То есть шокировало, конечно, но скорее нагота, а не «разжигание религиозной розни».

«Мое выступление, – говорит сам Джанго Эдвардс, – должно быть постоянно контролируемой конфронтацией со зрителем, потому что клоун – магическая фигура. Клоун может привести публику к размышлению и пониманию, и по ту сторону хохота остается решение подумать над затронутой клоуном темой. Для некоторых людей дурак может быть даже угрозой: они не хотят видеть того, что их окружает, они с удовольствием будут спать дальше. Всегда будут встречаться люди, которые не принимают участия в игре, но это лишь ситуация, сопутствующая твоему выступлению, которое ты должен продолжать, потому что здесь еще много тех, кто хочет смеяться. Мы должны смеяться над самими собой, чтобы понять самих себя. И если мы не можем этого сделать, то нам не остается никакой надежды».

И зритель либо принимает его сразу и навсегда, либо уходит, так и не рискнув заглянуть в это кривое зеркало. Так и не разобравшись, что этот огромный – почти двухметрового роста – седой человек, безобразничающий на сцене, так же раним и сентиментален, как и мы. И ужасно трогателен. В конце каждого представления он неожиданно становится серьезным и благодарит публику. На Театральной олимпиаде в Москве, когда я впервые увидела выступления Джанго, меня потрясло именно это. Я выходила ошеломленная энергией, напором и безумством из театра «Эрмитаж», а в дверях стоял он┘ Джанго Эдвардс. Грим размазался у него по лицу, на шее висело белое махровое полотенце. И он каждому выходящему с его спектакля зрителю жал руку или обнимал и┘ благодарил за то, что пришли. И это было необыкновенно трогательно и искренно. Он, совсем недавно стоявший голым на сцене, стоял здесь с обнаженной душой и сердцем.

Казалось, что чопорная австрийская публика, чувствующая себя комфортно лишь в опере, не может, не должна, не сумеет принять безудержно эпатирующее искусство Короля дураков. Но-о – чудо! – оказалось, что ничто человечески-хулиганистое и соотечественникам Моцарта не чуждо.

Инсбрук–Москва


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

Михаил Сергеев

Советники Трампа готовят санкции за перевод торговли на национальные валюты

0
1252
До высшего образования надо еще доработать

До высшего образования надо еще доработать

Анастасия Башкатова

Для достижения необходимой квалификации студентам приходится совмещать учебу и труд

0
948
Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Ольга Соловьева

Россия хочет продвигать китайское кино и привлекать туристов из Поднебесной

0
1135
Полномочия присяжных пока не расширяют

Полномочия присяжных пока не расширяют

Екатерина Трифонова

В развитии «народного суда» РФ уже отстает и от Казахстана

0
742

Другие новости