0
1644
Газета Культура Интернет-версия

11.09.2008 00:00:00

Юность Гоголя, зрелость Панкова

Тэги: театр, премьера, гоголь, саундрама


Месяца два назад – в самый разгар «глухого» театрального лета – своим разудалым концертом SounDrama закрыла сезон Центра имени Мейерхольда, и вот уже сезон новый, новая премьера, и снова SounDrama. «Гоголь. Вечера». Вторая часть задуманной Владимиром Панковым тетралогии. Теперь – «Сорочинская ярмарка».

Все тот же помост, что был и в «Майской ночи». Все те же мешки с сеном, зерном, мукой. Все те же расшитые красным холщовые рубахи. Все тот же вечер у пасечника Рудого Панька. Тот, да не тот. Что-то неуловимо переменилось с той весенней ночи. Любовная горячка молодых парубков и дивчин сменилась удушливым томлением летнего полдня.

Непривычно долгий для спектаклей SоunDram'ы зачин в плотной, звенящей тишине. Тишине, из которой сухим треском раскалившихся от непереносимого солнца колес телеги зародится неясный образ и тут же обернется сочной, словно писанной маслом звуков, картиной. Наконец, раздадутся и людские голоса.

Актерская составляющая студии на последней премьере заметно выдвинулась на первый план. И не только за счет оставивших свои инструменты за пределами сцены и получивших полноценные «словесные» роли музыкантов, но и за счет «свежеприобретенных» актеров. Так, полноправным, кажется, жителем SounDram'ы стал Алексей Черных (некогда на территории своего родного театра сыгравший главную роль в «Морфии» Владимира Панкова), который здесь обернулся «чертом из табакерки», вертлявым чертом шоуменом, в красках повествующим зачарованным дивчинам и скептически внимающему Черевику (Андрей Заводюк) о приключениях Красной свитки.

Сам же грозный Голова прошлого спектакля – Андрей Заводюк оказывается теперь опутанным всевозможными мороками – от новой жены (Алина Ольшанская) до не далеко от нее ушедшей нечисти, забавляющейся людскими страхами. Кстати говоря, именно сценическое воплощение мороков – этой тонкой, вечно размытой грани между сном и несном, чертовщиной сыгранной и подлинной мистикой – блестяще удается Панкову. Эти неясные, почти импрессионистические переходы-переливы от «сочно-гоголевской» чертовщины к мистике «с хрустальным перезвоном».

На этих же контрастах, оборачивающихся единством, работают и актеры. Все – на единую картинку. Яркие, тонко прочерченные и плотно-масляные образы главных героев (Анастасия Сычева и Петр Маркин) эхом распадаются на собственные отголоски, когда в бесконечных повторах реплик и мизансцен и создается то самое «впечатление», к которому так стремятся художники.

История о безвольном муже-подкаблучнике, чуть было не разрушившем счастья собственной дочери, заканчивается, как то и прописал Гоголь, вполне счастливо. Все той же свадьбой, венчающей и «Майскую ночь». Только почему-то не молодая страсть и бурная весенняя радость в лицах Параски и ее жениха. В глазах героини Анастасии Сычевой – надлом предчувствия, в движениях – резкость почти обреченности. Да и в герое Петра Маркина к финалу мало что остается от пылкого влюбленного парубка. Словно перед нами не день свадьбы, а воспоминание о ней.

┘Пляски и песни, хохот и топот все тише. Вновь раздавались лишь отдельные звуки праздничной мелодии – гитарные переборы и все тот же сухой треск удаляющихся колес. Невесело оставшимся. Тяжело и грустно оставшимся на пустой дороге в своем одиночестве Мачехе и Отцу. Круг замкнулся. Постоянная травестия спектакля в мизансценах и образах тут – в финале – обретает наконец устойчивость. Идет время, но оно и стоит на месте. Не меняется ничего. Разве что фасоны одежды. Сам же круг жизни остается прежним.

Параска занимает место Мачехи во главе теперь уже своего каравана, своей семьи. А Хивря, как прежде Параска, вечным кругом отчаяния обходит с тяжелым мешком оставшегося ей мужа. Черевика, который, кажется, подобно своему зятю Грицько, не прочь бы затянуть все то же «Умолкни сердце». Только о другом затянуть. О сердце, которому уже нечем помочь.

И угасающие звуки спектакля Владимира Панкова, этот умирающий на наших глазах свет покидают зрителя в странном оцепенении. Вне зависимости от возраста каждого словно касается легкое дыхание невозвратно улетающей юности. А душный летний вечер сменяется началом холода осени.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

Андрей Выползов

0
1041
США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

Михаил Сергеев

Советники Трампа готовят санкции за перевод торговли на национальные валюты

0
2898
До высшего образования надо еще доработать

До высшего образования надо еще доработать

Анастасия Башкатова

Для достижения необходимой квалификации студентам приходится совмещать учебу и труд

0
1626
Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Ольга Соловьева

Россия хочет продвигать китайское кино и привлекать туристов из Поднебесной

0
1995

Другие новости