0
3429
Газета Культура Интернет-версия

24.09.2008 00:00:00

Антреприза как она есть

Анастасия Иванова

Об авторе: Анастасия Иванова, Благовещенск-Москва

Тэги: фестиваль, театр


В Благовещенске завершился Шестой открытый российский кинофорум «Амурская осень». Объявлены результаты и вручены награды. Оставляя в стороне кинематографическую часть программы, которая вполне соответствовала российской программе ММКФ и «Кинотавра», хочется поговорить о театральной, которая, вся, отдана антрепризе.

В театральной части «Амурская осень» – уникальный фестиваль. Только здесь антреприза, обычно оставляемая за бортом театрального процесса, попадает в зону пристального внимания, что само по себе достойно поощрения. Другой вопрос – насколько это пристальное внимание оправдано.

Что такое антреприза? Изначально – всего лишь частный театр. Антрепризный спектакль – спектакль, объединяющий актеров разных театров. «Антрепризный жанр» – эти слова прозвучали на одной из пресс-конференций, очень четко разделив фестивальную программу на два лагеря: спектакли, выполненные в «жанре антрепризы», и спектакли, построенные по принципу антрепризы. Собственно, это разделение весьма полно охватывает все антрепризное движение.

Постановки, выполненные в так называемом антрепризном жанре, призывающем к максимальной развлекательности, к сожалению, составляли явное большинство и единственное, чем могли похвалиться – узнаваемыми лицами исполнителей. И тем показательнее – в противовес – аплодирующий стоя зрительный зал на спектакле «Не бросайте пепел на пол». Спектакле, в котором было всего два актера, не обладающих громкими и раскрученными именами, – Елена Скороходова и Вячеслав Кулаков. Спектакле, который – в связи с этим и непривычностью пьесы, автором которой была всё та же Скороходова, – поначалу принимался довольно прохладно, но постепенно настороженность прошла, сменившись какой-то светлой радостью. И в гардеробе несколько раз довелось услышать, что спектакль этот – лучший из пяти увиденных до этого. Конечно, строго говоря, постановке сильно не хватает режиссерского взгляда со стороны (режиссёр – опять же Елена Скороходова), который позволил бы подтянуть и выстроить некоторую рыхлость текста. Но в целом искренняя увлеченность актеров и точная их игра искупает многое.

Зато именно точности в актерской игре не хватало самой масштабной постановке фестиваля – спектаклю «Сирано де Бержерак» компании «Арт-Питер». Конечно, после спектаклей «антрепризного жанра» «Сирано» казался верхом профессионализма, тем не менее исполнители главных ролей – Сергей Безруков и Елизавета Боярская – пока что (а европейская, то есть питерская и московские премьеры – в октябре) не чувствовали себя уверенно, а сам спектакль явно страдал от отсутствия выраженной режиссерской идеи, непосредственно связанной с пьесой Ростана, а не предоставлением больших ролей двум молодым звездам. Да ещё – в стихах...

Особняком в программе прозвучал бенефис Екатерины Васильевой «Я была счастлива» по дневникам Анны Сниткиной с вкраплениями монологов героинь Достоевского. И снова оказалось, что зритель не просто готов к серьезному диалогу и осмыслению, но и стремится к нему, впитывая не только юмор и тепло игры очень хорошей актрисы, но и глубины философии Достоевского.

Самым же совершенным – практически во всех своих составляющих – антрепризным проектом стал спектакль Юрия Еремина «Самое дорогое – бесплатно», продемонстрировав, в сущности, идеальный рецепт сегодняшней антрепризы. Он оказался прост: профессиональный режиссер, профессиональный актеры профессиональных театров (Людмила Чурсина, Георгий Тараторкин, Ольга Кабо, Нелли Уварова) и интересный материал (рассказы Юкио Мисима). Всё. Этого оказалось достаточно, чтобы жюри – во главе с Адой Роговцевой, – не колеблясь, присудило гран-при.

И этот выбор, равно как и выбор жюри в остальных номинациях, тактично обошедший непосредственно «антрепризный жанр» своим вниманием, позволяет надеяться, что какие-то «нужные» закономерности в антрепризном движении фестиваль все-таки начинает выявлять, и что следующий год принесет благовещенцам больше достойных спектаклей. Мысль о том, что «Вишневый сад» Някрошюса – тоже антреприза, обнадеживает!


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

Андрей Выползов

0
1031
США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

Михаил Сергеев

Советники Трампа готовят санкции за перевод торговли на национальные валюты

0
2881
До высшего образования надо еще доработать

До высшего образования надо еще доработать

Анастасия Башкатова

Для достижения необходимой квалификации студентам приходится совмещать учебу и труд

0
1618
Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Ольга Соловьева

Россия хочет продвигать китайское кино и привлекать туристов из Поднебесной

0
1987

Другие новости