0
841
Газета Культура Интернет-версия

09.10.2008 00:00:00

Мастер и класс

Тэги: театр, фестиваль, фокин


Сегодня вечером в Александринском театре сыграют «Женитьбу», поставленную в прошлом сезоне. Этим спектаклем завершится небольшой фестиваль, который в рамках другого, большого – «Александринского», – приурочен к 40-летию творческой деятельности нынешнего худрука Валерия Фокина.

В афише этого небольшого фестиваля – всё, что Фокин успел поставить за несколько лет, проведенных в Александринке. «Двойник», «Живой труп», «Ревизор» и «Женитьба». Любопытно, что первые спектакли, которые он поставил в Щукинском училище, – те же Достоевский и Гоголь, что сопровождают его все эти 40 лет: первый спектакль, который вышел 40 лет назад, – «Чужая жена и муж под кроватью», следом – «Нос». Но одновременно почти вышли спектакли по Розову, Рощину, Вампилову. Вампилова, впрочем, он поставил уже в «Современнике», и это был, конечно, хит: как там играли пьяных командировочных Табаков и Щербаков, забыть, конечно, невозможно.

Весной этого года Фокину дали специальную маску. Спецпризы в таких случаях принято считать утешительными, но в данном случае формулировка была уж больно верная – «За возрождение Александринского театра». Режиссер-экспериментатор, режиссер с лабораторными «замашками», которому было уютно в укромном углу Центрального выставочного зала «Манеж», где играли сперва «Нумер в гостинице города NN», а позже – «Последнюю ночь последнего царя», вдруг начал получать удовольствие от золота александринских интерьеров. Не в смысле роскоши (хотя роскошь императорского театра гипнотизирует, это правда), а в смысле стиля. Фокин, который искал свой стиль, ценит его, знает, как говорится, толк в этом, не мог не оценить его в новых стенах. В искусстве повторение подчас вызывает смех, но в данном случае Фокин и вправду наследует опыту Мейерхольда, который из подвала нормально переехал в Александринку, а потом заново – уже после революции – продолжил свои театральные эксперименты. Это – путь. Сегодня в театре не много тех, о ком можно сказать, что он, например, режиссер пути или актер с биографией, – вот Фокин такой редкий пример, с ошибками, с тупиками, с поисками и одновременной верностью себе и своим авторам – Гоголю, Достоевскому. Возвращается к «Ревизору» и каждый раз ставит по-разному, не повторяя себя, Фокина десяти- и двадцатилетней давности. Он сам уже – другой, пошел дальше...

Накануне празднования в Петербурге, даже не празднования, а вот этого фестиваля, Фокин провел в Москве в руководимом им Центре имени Мейерхольда мастер-класс. Сам ход этих мастер-классов у каждого – свой. Крымовцы – те, помнится, рисовали все вместе, Додин привез своих студентов и показал, как они разминаются, как он тренирует их, приводя к одному знаменателю, но одновременно – вскрывая нутро, вспарывая это самое актерское и человеческое нутро (сперва – у актеров, затем – и у зрителей). Фокин сел за столик и просто рассказывал. Как все бывает по-разному, как важна профессия, как, например, странно ему, что сегодняшние режиссеры первое, что спрашивают, приходя в театр, – можно ли пригласить художника по свету? Как это так – что свет ставит кто-то другой? Это же так важно, как же можно это кому-то передоверять? И с этой правдой тут же соглашаешься. Конечно, Фильштинский – гений, и Исмагилов – гений (если говорить о художниках по свету), но отступать в сторону, отдавая свет на откуп другому, наверное, вправду нельзя. Фокин говорил о том, что важно ему, – об авторе, дух которого важнее, чем слово, за которое цепляются специалисты (об этом не так давно он говорил в интервью «НГ» – что Гоголь театральный сейчас будет атакован гоголеведами, которым слово важнее, чем дух). О том, как складывается судьба.

Впрочем, слушая его, думаешь вот о чем: все режиссеры говорят примерно об одном - что Станиславский, что Брук, что Житинкин, что Фокин. И только спектакли объясняют сказанное.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

Андрей Выползов

0
1606
США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

Михаил Сергеев

Советники Трампа готовят санкции за перевод торговли на национальные валюты

0
4066
До высшего образования надо еще доработать

До высшего образования надо еще доработать

Анастасия Башкатова

Для достижения необходимой квалификации студентам приходится совмещать учебу и труд

0
2251
Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Ольга Соловьева

Россия хочет продвигать китайское кино и привлекать туристов из Поднебесной

0
2535

Другие новости