0
924
Газета Культура Интернет-версия

20.10.2008 00:00:00

Чужое сновидение

Тэги: курган, театр


«Каприч’ио» – так называется спектакль Курганского театра марионеток, который два вечера подряд играли в Центре им. Вс.Мейерхольда. Говорили, что это – шедевр, а режиссер спектакля – как дополнительная информация и реклама – был сценографом у Полунина на «сНежном шоу».

Чудесное завораживает. Затягивает и не отпускает. Просто потому, что чудесное. Оно не поддается анализу и не раскладывается на компоненты. Очнувшись, можешь произнести лишь одно слово – чудо. Именно это слово и раздавалось чаще всего, как только речь заходила о «Каприч’ио» Курганского театра кукол – этого виртуозного «балета марионеток». Но чудо – настолько тонкая материя, что увидеть ее практически невозможно. И если не удалось ее прочувствовать, то остается лишь гадать – был ли король голым или же твои собственные черствость и заматерелость надели на глаза непроницаемую повязку.

Много слов. А все они только для того, чтобы сказать, что красивый спектакль Виктора Плотникова под названием «Каприч’ио» и с подзаголовком «двойной со сливками» оставил совершенно равнодушным.

Образы – то более красивые и изобретательные, то менее – сменяли друг друга, перетекали деталями и мотивами из одного сюжета в другой, отражались, удваивались и утраивались, пародировались и травестировались, но не трогали. Хотя первые секунды, звуки и картинки настраивали на настоящую сказку. Снежную, рассказанную под Новый год. И дело вовсе не в том, что сказка оказалась настоящей, неадаптированной, а оттого страшной и жуткой. Не в том, что больше часа со сцены «рассказывали» о Смерти и о призрачной, почти не существующей границе между ней и жизнью. Это как раз было и красиво и почти всегда интересно. Но в том, что эти «рассказанные» сновидения оказались – в своем большинстве – скучны. Точнее, затягивали они в дремотную скуку.

Конечно, тягучесть ритма диктовалась самим лейтмотивом сценического действа: вечно размеренное течение жизни, оборачивающейся смертью; смерти, в которой обнаруживается жизнь; сна, из которого вырастает реальность, и реальности, уступающей место сновидению.

Вечное движение «корабля дураков» со странной компанией на борту – Пьеро, Арлекин и Горбун с вороненком. Вечное – на небе, когда горящий, освещающий землю полумесяц прихотью сновидца оказывается этим кораблем; на земле, когда для перехода в иное измерение достаточно лишь сильнее раскачать огромные качели, которые забросят тебя в небесные выси; и, конечно, на воде. Ладья будет отрешенно и непрерывно плыть по своим волнам, а на земле в это время будет происходить необратимое. Раскинувшаяся на черных холмах деревенька вдруг исчезнет. Всего мгновение назад белый великан зажигал в окошках ее избушек добрые и радостные огоньки, как уже станет очевидным, что черные холмы – это скомканные полы плаща, принадлежащего постепенно поднимающейся фигуре. А еще мгновение спустя фигура приобретет четкие очертания и, опираясь на остро заточенную косу, постепенно скроется из виду. Сметая все тем же плащом крохотные домики.

Сцена эта – одна из самых красивых в спектакле – производит впечатление даже на фотографиях. Кстати, прочие фотографии выглядят не многим менее эффектно и притягательно. Но обещание чуда в них куда сильнее, чем его воплощение. И начинает казаться, что стоит только включить музыкальное сопровождение, разложить фотографические снимки – и твоя фантазия сама разыграет перед тобой волшебное сновидение. Твое собственное, с твоими вопросами и ответами. В программке анонс завершался утверждением, что постановка предлагает «мощное содержание, оставляет открытыми многие вопросы и дает право самим зрителям замкнуть мысленный круг». Когда в финале вновь зазвучали бубенцы и вновь посыпался пушистый новогодний снег, вернулось ощущение сказки первых минут спектакля. Именно тогда вдруг пришло осознание «обмана». И показалось, что дремотное состояние было навеяно совсем не артистами, куклами, образами и картинками – все это по отдельности было чудесно, – а именно тем, что причудливое «Каприч’ио» весь вечер не ставило вопросы, но давало бесконечные ответы. Ненужные и порой непонятные, как чужая причуда или чужое сновидение.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

Андрей Выползов

0
1117
США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

Михаил Сергеев

Советники Трампа готовят санкции за перевод торговли на национальные валюты

0
3042
До высшего образования надо еще доработать

До высшего образования надо еще доработать

Анастасия Башкатова

Для достижения необходимой квалификации студентам приходится совмещать учебу и труд

0
1716
Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Ольга Соловьева

Россия хочет продвигать китайское кино и привлекать туристов из Поднебесной

0
2063

Другие новости