0
1225
Газета Культура Интернет-версия

13.04.2009 00:00:00

Ура опера!

Тэги: опера, театр


Нам 19!

И хотя дата не круглая, а почти что круглая – основатель театра Дм. Бертман посчитал нужным отметить совершеннолетие театра и даже прервал репетицию «Пиковой дамы» в Швеции и прилетел из Стокгольма в Москву как раз к концу праздничного вечера.

Праздник был внешне веселым задорным даже лихим – артисты пели русские шлягеры, но по углам звукового застолья стояли скорбные тени. Сегодняшнее помещение, (а это сцена театра «Et Cetera» откуда труппа Калягина перебралась в новое здание) практически никак не годится для музыкального действия. И нужно только удивляться мастерству труппы, которая все же умудряется озвучивать такую тесноту. Не тесноту даже, а теснотищу! Зал, предназначенный для конференций внутри министерского стакана из той унылой очереди, что торчит на Новом Арбате в ожидании сноса. Крохотный подиум, для президиума за длинным столом. Акустика, рассчитанная на микрофон докладчика┘ одним словом, ленинский шалаш в Разливе.

Поздравляя театр с днем рождения, Дм. Бертман вспомнил роскошный простор финской оперы и в очередной раз (с грустной иронией) поблагодарил Москву за желание когда-нибудь подарить театру достойное помещение.

Но мимо┘ как говорит народная мудрость: в тесноте, да не в обиде.

Любители русских народных песен смогли насладиться роскошным собранием самых проникновенных хитов народного гения: тут тебе и задорные «Коробейники», «Веники», «Калинка» и пронзительный «Колокольчик» А. Гурилева, вкупе с трагической «Темно-вишневой шалью» неизвестного автора, а в придачу еще «Соловей» Алябьева, и венец концерта лирический шедевр В. Соловьева-Седого «Подмосковные вечера» который исполнила вся труппа театра, хор под управлением Дениса Кирпанёва, оркестр, которым дирижировал Константин Чудовский и солисты первачи: Лариса Костюк, Марина Андреева, Наталья Загоринская, Михаил Вербицкий, Петр Морозов, Андрей Вылегжанин и другие

Сказать ли?

Но мы услышали концертное исполнение русской песни, - так в глубинке русские не поют. Наш национальный мелос сегодня практически не распевает ничего оптимистического, задорного, лихого, с притопами и прихлопами. Пригубив красного винца, чтобы размочить горло, пять старух где-нибудь в покореженной деревушке на Урале начинают надрывно и жутко вопить: выдают меня младу, да на чужую сторону! От этого хора исполненного в духе средневекового язычества волосы встают дыбом, так страшно искажен голос в порыве дружного вопля, о загубленной жизни. На первый план в таком вот хоровом вое выходит стихия похоронного плача, а не гармония общей сонорной рифмы. Не о красоте звучания заботятся пять пьяненьких ведьм, а о том, чтобы пронять твою душу, путник, до озноба и дрожи. Именно из этой стихии кикимор, из разноголосицы хаоса и рождается русский сонорный космос гульбы, каторги, воли и пролитой горлом крови. Окатив тебя такими вот воплями, каким бы позавидовал Фреди Меркури, бабы яги начинают вдруг выскакивать высоким речитативом и выстрелами фальцета: ходила я в лес по малину, малины я там не нашла, а только нашла я моги-и-и-лку, где похоронена мама моя.┘ Это другая сторона нашего национального рыдания: молитва, которую возносят лесные коряги своей небесной пречистой пресвятой Богородице.

Мне мама из гроба отвечает, ну как ты малютка, живешь┘

Жить не хочется после такой песни. В этом и цель.

Конечно, ждать от виртуозного ансамбля вышколенных профессионалов погружения в звуки принципиально не профессиональные, неправильно, да и просто глупо для этого существуют какие-то другие коллективы (если они есть), но - ей-ей – празднику музыкального театра, запевшего народные песни на экспорт, не хватило хотя бы капли той всенародной блатной тоски, в которой как рыба в воде плавали голоса Петра Лещенко, Вертинского, Вяльцевой, Плевицкой, Юрьевой, наконец, Высоцкого┘ и других мучеников звука.

Геликон это голоса, летящие с хрустального Олимпа, который стоит посреди русского дремучего леса и заливается соловьем. Что ж, и на этом спасибо. Поздравим театр с некруглой датой, и будем ждать, что скоро (совсем скоро) «Геликон- Опера» получит, наконец, сцену не хуже чем у шведов.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

Андрей Выползов

0
1329
США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

Михаил Сергеев

Советники Трампа готовят санкции за перевод торговли на национальные валюты

0
3489
До высшего образования надо еще доработать

До высшего образования надо еще доработать

Анастасия Башкатова

Для достижения необходимой квалификации студентам приходится совмещать учебу и труд

0
1976
Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Ольга Соловьева

Россия хочет продвигать китайское кино и привлекать туристов из Поднебесной

0
2267

Другие новости