0
1181
Газета Культура Интернет-версия

13.05.2009 00:00:00

Плюс-минус

Тэги: театр, гришковец


театр, гришковец Счастливый финал спектакля Евгения Гришковца.
Фото ИТАР-ТАСС

«+1» – так называется новый моноспектакль Евгения Гришковца, который он сыграл в эти майские праздники на площадке Театрального центра на Страстном. Это у других – трудности и мировой финансовый кризис. У Гришковца – сплошной творческий подъем: месяца не прошло со дня премьеры его новой пьесы в постановке Иосифа Райхельгауза на Трубной площади, и вот уже – следующая премьера.

Да и с финансами, по-видимому, тоже все нормально: раньше Гришковцу хватало веревочки и тельняшки, в новом спектакле на сцене выстроена конструкция, которая, когда надо, подает снег, а в окнах (сценография – Ларисы Ломакиной) все два часа, что шло премьерное представление, «показывали» улицу (видео – студии Rec Production и Анны Матисон). Кроме прочего программка – о чем Евгений Гришковец не преминул сказать вслух перед началом (вероятно, для тех, кто не слышит и всегдашние просьбы отключить на время спектакля свои мобильные телефоны), – так вот, на обороте программки написано, что при ее предъявлении можно получить бесплатный бокал вина в известной ресторанной сети. Поэтому Гришковец посоветовал программки не выкидывать: «Четыре человека – уже бутылка». Спасибо!

Наверняка спектакль со временем изменится. На премьере Гришковец, было видно, волновался. Что-то в этом волнении, можно предположить, было уже от известной манеры – чуть смущающейся игры, но что-то было и настоящим, искренним и совершенно понятным волнением. Раз или два он отошел от текста и даже извинился за то, что «съел» большой кусок. И то ли вернулся «по сюжету» назад, то ли пошел дальше.

В «+1» – много такого, что можно назвать знакомым Гришковцом. Знакомым, любимым (или для кого-то уже не любимым). Хотя точно так же можно сказать, что время наложило на героя-протагониста свой отпечаток и то, что когда-то воспринималось как свежее и незамутненное, нынче уже – хорошо знакомое. Ведь натощак, как известно, можно съесть только одно яблоко.

Накануне премьеры Гришковец рассказывал о том, что в новой своей работе отважился поговорить со сцены о любви к Родине. И правда – говорит. Надевает скафандр и рассказывает историю про покорение Марса нашим советским, вернее, российским космонавтом. Не просто космонавтом, нет, это он сам, который сейчас на сцене, долетел до Марса, сделал маленький шаг для себя и большой – для всего человечества... И вдруг почувствовал, как сильно он любит Родину, наше правительство и нашего президента... Оттуда, с такой-то высоты, они все и впрямь такие красивые, хорошие – и Земля, и правительство, и президент. Это – хорошая история. Понятная. Таких историй в спектакле несколько: про эволюцию – с описанием и даже разыгрыванием известной таблицы из школьных учебников, где обезьяна постепенно поднимается с четырех точек и превращается в человека. И правда – приятно, что ты – в самом конце, то есть – на вершине этого долгого пути. Или – история про мальчика из детского сада, который, не зная, что его видят, стоял на краю песочницы и в эту минуту воображал себя акробатом-героем. Это то, что лучше Гришковца никто не расскажет. Тут же хочется сказать, что новый Гришковец лучше всего, когда уже не стесняется своего театрального профессионализма, если можно так сказать, театра в себе. А когда играет в правду – он не лучше всех. И в правду его – не веришь. Или лучше сказать: эту правду лучше, чем Гришковец, расскажут другие.

Ну, например: из уст Гришковца слышать о радости первой выпитой за обедом рюмки водки... Неинтересно. Не потому, что «не верю», а просто – зачем?.. Или – в другом уже месте – он рассказывает о некоем менеджере, который вынужден подносить кофе или чай другому, старшему менеджеру. И в том же «блоке» – о безрадостной доле четвертой скрипки, которая никогда не выбьется в первые, хотя родители когда-то так носились с нею и с ее музыкальными талантами... В этих нескольких местах вдруг прорывается или вдруг слышится высокомерие, взгляд свысока, как будто бы не из космоса, нет, не с Марса, но с высоты своего успешного состояния автор смотрит вниз и, спасибо есть очки, видит, как там копошатся какие-то люди, которые не так талантливы, а еще – им не так повезло.

Гришковец никогда не был певцом маленького человека, нет, но он был равным и в этой равности – понятен. Поэтому всегда хотелось перебить его словами: «И у меня тоже так было!» И все, что он рассказывал, было понятным и родным.

Конечно, Гришковец обещал что-то новое. Да если бы нового не было, если бы он не чувствовал, что в том, с чем он выходит на сцену, это новое (добавленная стоимость!) наличествует, он бы вряд ли стал огород городить. Но вот – не всё новое радует.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

Андрей Выползов

0
1685
США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

Михаил Сергеев

Советники Трампа готовят санкции за перевод торговли на национальные валюты

0
4187
До высшего образования надо еще доработать

До высшего образования надо еще доработать

Анастасия Башкатова

Для достижения необходимой квалификации студентам приходится совмещать учебу и труд

0
2307
Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Ольга Соловьева

Россия хочет продвигать китайское кино и привлекать туристов из Поднебесной

0
2607

Другие новости