0
1057
Газета Культура Интернет-версия

20.05.2009 00:00:00

Умер Олег Янковский


Дав нам возможность высказать свою любовь – когда только-только стало известно о его тяжелой болезни и когда чуть позже ему исполнилось не круглые 65 лет, – Янковский умер. Чуда не случилось, хотя совершенно ясно, если бы вышло иначе, это чудо обыкновенным назвать нельзя. Он мужественно сопротивлялся, боролся с болезнью и, казалось, сумел ее если не обмануть, то во всяком случае перехватить инициативу, когда вернулся из Германии и в спектакль «Ленкома» «Женитьба». И играл в этом премьерном спектакле, продолжал лечиться и выходить на сцену. Уже стало общим местом, но как не воскликнуть со всеми вместе: какая-то страшная полоса у «Ленкома», а у этого спектакля – особенно: ведь именно в нем сыграл свою последнюю роль, правда лишь на гастролях, Александр Абдулов и вот теперь, спустя полтора года, даже меньше, не стало Янковского. Он не отказывался от комедийных ролей, играл в своей жизни много, но такого отчаянного и даже можно сказать жестокого комикования, как в этой роли моряка Жевакина, в его биографии не было. К тому же «Женитьба» был еще, пожалуй, последним спектаклем, в котором на одну сцену в спектакле выходили сразу три народных артиста СССР – Янковский, Чурикова и Броневой... Хотя, как говорится, потерявши голову, по волосам не плачут.

Янковский бал красавцем и в этом была, наверное, опасность, которой он счастливо избежал. Он умел быть одновременно и красивым и содержательным, и на сцене, и в кадре. Он был, это тоже интересно и необычно, выше амплуа, удачно сочетая в своих ролях и манеры, и черты героя-неврастеника, и героя-любовника, и много кого и чего еще. Сегодняшние актеры вне амплуа, их невозможно определить, а Янковский, воспитанник русской провинциальной школы именно сочетал эти разные возможности, подаренные ему природой, привитые театром, пришедшие с годами и т.д.

О нем интересно думать, и почти каждую минуту является новая мысль, а это возможно только когда речь – об очень крупном, выдающемся актере. Например, не в обиду нынешним, и тем не менее: сегодняшние молодые актеры, взрослея так и остаются мальчиками, только постаревшими, а он даже когда был молодым и это видно, когда рассматриваешь его ранние фотографии периода работы в Саратовском театре, – он был мужчиной. И поступки его герои совершали мужские. Вообще его герои всегда были способны на поступок, пусть безрассудный, и когда сомневались – отвечали за свое право на сомнение (тоже надо его заслужить).

Он был фантастически обаятельным, и вызывал доверие всегда – даже когда это были не стопроцентно положительные герои. Ну, скажем, Ленина он играл в спектакле «Синие кони на красной траве». И в исполнении Янковского был человеком и по-человечески понятным. Или – когда вопреки всему, в том числе логике партийной дисциплины – в «Премии» по обошедшей все театры страны пьесе Александра Гельмана – его парторг поднимал руку и голосовал за бригадира Потапова.

Он – это можно сказать наверняка – выразил мысли, и сомнения, и невыразимое вслух – от лица поколения, и более старшего, и более молодого. В романтическом герое «Звезды пленительного счастья», в молчаливом – в «Зеркале», в мятущемся и растрачивающем свою никому не нужную энергию, ни стране, ни ему самому – в «Полете во сне и наяву»...

Не ко времени, может быть: очень жалко Марка Захарова, одним из протагонистов которого, его alter ego все эти без малого сорок лет был Янковский, и в кино, и в театре: видно, как из жизнелюба, ироничного, умного, мудрого, – как из него самого уходит жизнь, уходит вместе с его актерами...

Вот еще: Янковского можно назвать лицом русской литературы. Он не сыграл очень многого из этого списка, но именно его представляешь и Болконским, и Печориным, и Тригориным, и Треплевым, и... и... и... Лукавым и умным героем. Положительным героем. Два дня назад в Каннах был показан новый фильм Лунгина «Царь», где, выходит теперь, Янковский выступил со своего рода творческим завещанием, сыграв митрополита Филиппа. И чудо, и вера, и все, что лучшего есть в русском народе, все это сыграл.

Буквально накануне печальной новости в кинотеатре "Художественный" открылась ретроспектива фильмов с участием Олега Янковского. На гигантской афише на здании кинотеатра написано: «Тот самый Янковский», весело обыгрывая один из самых известных его фильмов, «Тот самый Мюнхгаузен», где он говорит – все эти слова его помнят наизусть, часто цитируют, следуя знакомой интонации: «Серьезное лицо - еще не признак ума, господа. Все глупости на Земле делаются именно с этим выражением. Вы улыбайтесь, господа, улыбайтесь!...» И вот – нет сил на улыбку.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

Михаил Сергеев

Советники Трампа готовят санкции за перевод торговли на национальные валюты

0
930
До высшего образования надо еще доработать

До высшего образования надо еще доработать

Анастасия Башкатова

Для достижения необходимой квалификации студентам приходится совмещать учебу и труд

0
790
Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Ольга Соловьева

Россия хочет продвигать китайское кино и привлекать туристов из Поднебесной

0
925
Полномочия присяжных пока не расширяют

Полномочия присяжных пока не расширяют

Екатерина Трифонова

В развитии «народного суда» РФ уже отстает и от Казахстана

0
627

Другие новости