0
1553
Газета Культура Интернет-версия

28.09.2009 00:00:00

Музыка on-line: уральский вариант

Тэги: музыка, филармония, концерт


Концерт Уральского филармонического оркестра с солирующим Борисом Березовским дал старт 74-му сезону Свердловской филармонии и стал открытием первого сезона Виртуального концертного зала.

Открытие филармонического сезона в Екатеринбурге прошло при всех признаках событийности: под завязку переполненный зал и vip-гости, интересная программа и участие в концерте пианиста с мировым именем Бориса Березовского. Любимец екатеринбургских меломанов в последние годы часто выступает с УАФО, в том числе в гастрольных турне, на крупнейших международных фестивалях. Березовский играл Второй фортепианный концерт Чайковского в его авторской редакции, главная особенность которой – чудесное трио во 2-й части, где к фортепиано присоединяются солирующие скрипка (Евгений Марков) и виолончель (Наталья Акуренко). Щедрую возможность оценить мастерство концертмейстеров и других оркестровых групп (тут называть нужно практически всех духовиков) дала Сюита для малого оркестра № 2 Стравинского и особенно – завершающая концерт Девятая симфония Шостаковича. Саркастичная амбивалентность самой загадочной из всех симфоний композитора предстала в выпуклом контрасте разноликих образов, при этом безоговорочно убедительной по форме, подтвердив, что музыка XX века – особый конек маэстро Дмитрия Лисса.

Кстати, новый сезон главный дирижер УАФО, равно как и директор Свердловской филармонии Александр Колотурский начинают в новом статусе – лауреатов Государственной премии, полученной этим летом из рук президента «за выдающийся вклад в развитие филармонической деятельности в России». Сам факт награды столь высокого уровня руководителям провинциальной филармонии и оркестра может удивить только тех, кто не знает в подробностях развития этой творческой организации в последние годы. В Екатеринбурге очень многое в области технологий концертной практики сделали впервые и раньше всех. И главное, не собираются останавливаться. Очередное ноу-хау – Виртуальный Концертный зал (ВКЗ). Открытие сезона впервые транслировалось во всемирной паутине, и теперь к реальным посетителям филармонических концертов может присоединиться аудитория Интернета, численность которой практически не ограничена. Над проектом ВКЗ работали почти год, в итоге возник совершенно особый вариант симбиоза филармонической деятельности и новейших высоких технологий.

В Интернете, как известно, уже имеется ряд ресурсов, где идут он-лайн трансляции концертов и спектаклей: о начале вещания заявляли Мет, Ковент-Гарден и Мариинский театр, Берлинская и Московская филармонии. Чем уникальна уральская концепция?

Прежде всего, в отличие от западных аналогов, проект носит ярко-направленную социальную значимость. Все бесплатно, это раз. А во-вторых, ВКЗ – не только средство популяризации классической музыки, но и способ сократить разрыв в возможностях между жителями мегаполиса и области. Несколько лет назад Свердловская филармония первой в стране обзавелась своими филиалами, концертные залы в крупных районных центрах стали средоточием интенсивной музыкальной жизни, а их публика пополнила Лигу друзей филармонии. Сейчас в библиотеках Камышлова, Кушвы, Красноуфимска, Первоуральска, Сухого Лога и других городов установлены мощные компьютеры (разработчики называют их Интернет-телевизорами), и зрителями музыкальных интернет-трансляций станут меломаны, члены Филармонических собраний, встречающиеся для совместного просмотра концертов. Ну, примерно как футбольные болельщики в кафе во время судьбоносных матчей. Идиллическая картинка кажется нереальной? Но, в самом деле! Если у «Манчестер Юнайтед» есть свои фанаты-поклонники, то почему бы их не иметь и УАФО, который в столице Урала иначе как «наш оркестр» и не именуют? В идеале вокруг ВКЗ должно возникнуть некое комьюнити, просто пользователи глобальной сети в качестве гипотетических зрителей авторов проекта не устраивают. Функционировать виртуальный зал будет по принципу основного концертного, т.е. все, как и в реальности: планирование, маркетинг, в том числе – создание полноценной структурированной среды.

Другая особенность проекта – в ее технических параметрах, как говорят его создатели, абсолютно уникальных. Трансляции осуществляются системой Интернет-вещания Vidicor Video System, разработанной математиками и программистами Научно-производственного центра «Видикор» (г. Екатеринбург). Уже на самом начальном этапе внедряется наиболее передовая технология Full HD, видео высокого разрешения. Речь идет о качестве «картинки», чёткость изображения которой в пять раз выше, чем качество обычного цифрового ТВ. Немногочисленные прецеденты вещания в формате FullHD – почти всегда офф-лайн, показ видеозаписей. Единственная широко известная прямая телевизионная трансляция в FullHD – это трансляция Олимпийских игр из Пекина-2008. При этом система вещания обеспечивает не только весьма высокое качество видео, но и отличный звук. Пока это только стерео, но в ближайшей перспективе предполагается переход на передачу 6-канального звука в формате Surround Stereo 5.1, тогда ощущение реального присутствия в концертном зале будет максимальным.

Но самое революционное свойство открывшегося Виртуального зала можно обозначить, как «сам себе режиссер». Дело в том, что трансляция идет одновременно со всех камер (их пока 4, но к концу года будет 7) и с видео-микшерного пульта. Зритель в любой момент может сам выбрать из нескольких ракурсов самую интересную с его точки зрения «картинку». Или уж довериться вкусу режиссера эфира. При этом важно – смена зрителем камеры никак не отражается на звуке: при смене ракурса музыка не прерывается и не искажается, видео и звук остаются абсолютно синхронными. Уральские разработчики стали первыми в мире, кому удалось создать систему параллельного многокамерного синхронного вещания, да еще и в формате сверхвысокой четкости. За рубежом прецедентов такого вещания нет. Конечно, для просмотра концертов с качеством FullHD требуется Интернет-подключение со скоростью 4 Мбит/с, а такое есть не у всех. Но тем, кто пока не упакован суперсовременной техникой, предлагается высококачественное прослушивание музыки под слайды видеотрансляции.

В общем, заканчивая перечисление новшеств, хочется вспомнить старый анекдот: а теперь, господа, со всем этим┘ хозяйством мы постараемся взлететь. Но, обратимся к недавнему прошлому: многие прожекты Колотурского и его команды казались окружающим слегка «crazy», тем не менее, все, или почти все осуществлялось и приносило успех. Кстати, в чем-то аналогичную систему, вернее более раннюю версию Интернет-видеовещания «Видикор» установил недавно в Концертном зале Чайковского по заказу Московской филармонии, сейчас оттуда ведутся пробные трансляции. Но регулярное вещание впервые в России открывают именно в Екатеринбурге.

В планах Свердловской филармонии кроме прямой трансляции концертов – записи с последующей выдачей в эфир. В дальнейшем – Интернет-телеканал, где записи предыдущих концертов будут выдаваться в Интернет-эфир в соответствии с программой передач – как на телеканалах. Будет предоставлен и сервис Video – on – demand (видео по требованию), где можно будет выбрать из видеотеки и просмотреть любой концерт. А если совсем помечтать, то в радужных перспективах можно разглядеть: телемосты с выдающимися музыкантами, трансляции концертов УАФО из зарубежных турне, выдачу в эфир оцифрованных архивных записей, взаимодействие с кинопрокатными сетями и – вспомним о социальной составляющей – показ в больницах, домах престарелых, пеницитарных учреждениях. В эпоху разнузданной телевизионной попсы, когда у зрителей практически нет выбора, все это напоминает высокотехнологичную компанию по спасению утопающих, которая, как известно, дело рук самих утопающих. И теперь эти самые руки могут нажать нужные компьютерные кнопки.

«Планов громадье» Свердловской филармонии на самое ближайшее будущее имеет и вполне конкретные, со сроками очертания. В главных событиях предстоящего сезона примут участие известные музыканты. К примеру, Геннадий Рождественский, чей именной фестиваль пройдет совсем скоро, Владимир Спиваков с НФОРом и Юрий Башмет с «Солистами Москвы», а также Дмитрий Хворостовский, Андрей Гаврилов, Сергей Крылов, Александр Князев, множество интересных абонементных серий, и это только первая половина сезона.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

Андрей Выползов

0
1502
США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

Михаил Сергеев

Советники Трампа готовят санкции за перевод торговли на национальные валюты

0
3869
До высшего образования надо еще доработать

До высшего образования надо еще доработать

Анастасия Башкатова

Для достижения необходимой квалификации студентам приходится совмещать учебу и труд

0
2161
Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Ольга Соловьева

Россия хочет продвигать китайское кино и привлекать туристов из Поднебесной

0
2430

Другие новости