0
1624
Газета Культура Интернет-версия

17.12.2009 00:00:00

Сто пять пудов любви

Тэги: театр, премьера


театр, премьера Нина Заречная – Екатерина Аникина. Сцена из «Чайки» Олега Рыбкина.
Фото предоставлено пресс-службой театра «Глобус».

В Новосибирске в восьмой раз прошел один из самых интересных театральных форумов России – «Международный Рождественский фестиваль». Организует его театр «Глобус». Событием стала «Чайка» Красноярского драматического театра имени А.С.Пушкина в постановке Олега Рыбкина. В красноярской прессе этот спектакль вызвал восторг и ужас, порой его называли «скандальным секс-трэш-водевилем». А «Чайка» оказалась просто очень хорошей постановкой.

Кризис перепроизводства спектаклей по Чехову налицо, и в этом столпотворении трудно сказать свое слово. Рыбкину это удалось – естественно, не из-за тех моментов, которые окрещены «скандальными».

Конечно, сцена садо-мазо между Аркадиной (Людмила Михненкова) и Тригориным (Яков Алленов) несколько неожиданна в спектакле по пьесе Чехова, где, как мы помним, царят «чувства, похожие на нежные, изящные цветы». Весьма экстравагантна и сцена из пьесы Треплева (Владимир Пузанов): в мокром, облегающем тело платье Нина Заречная (Екатерина Аникина) вещает из бочки про Мировую душу. Ну и девочки-зайчики из «Плейбоя», которые обихаживают новую знаменитость – писателя Треплева – тоже могут задеть чувства особо возвышенных театралов.

Но такое высказывание трудно назвать скандальным. Особенно учитывая тот поток (Интернет, телевидение, кино), в котором все мы неизбежно купаемся – кто с отвращением, кто с удовольствием. Театр ведь не должен быть крепостью, куда не проникнет ничто, кроме «разумного, доброго и вечного». Тем более (как доказывает этот спектакль) разумное-доброе-вечное может быть очень разным и рядиться в разные одежды. Или – оставаться вовсе без одежд, что порой случается с некоторыми героями «Чайки» Олега Рыбкина.

«Резкий реализм», – писал Станиславский в режиссерском экземпляре «Чайки», но, конечно, до столь резкого реализма доходить даже не думал. Герои пьес Чехова были его современниками, и он не нуждался в радикальных решениях.

Задача режиссера сегодняшнего дня – сделать героев этой пьесы нашими современниками. И это задача более чем сложная – проживать все чеховские сцены «от себя», из нашего времени. У Рыбкина и его актеров получилось.

Все герои спектакля не поэтически, не по-чеховски, не так, как велит театральная традиция, а по-настоящему несчастны.

«Пять пудов любви», – писал Чехов о «начинке» этой пьесы. Герои спектакля Рыбкина любят не отвлеченно, не возвышенно. Они желают. И страдают от неутоленного желания. Физически страдают.

Рыбкин вскрывает самый простой уровень желаний героев, и от этого ни с поэзией пьесы, ни с ее смыслом не происходит ничего страшного. Напротив, здесь, опять же «как в жизни», высокое так тесно сплетается с низким, а комическое с печальным, что само это разделение кажется нелепым.

Немирович вспоминал, как Чехов дал ему совет, как писать пьесы: «Не бойтесь ни глупостей, ни сентиментальностей». Герои «Чайки» – и это понимаешь впервые – произносят невероятное количество глупостей. Как говорится – «прямо как в жизни».

Хотя главное – не что они говорят, а что меж ними происходит. Неугомонные «диалоги» рук, стремительные пробежки через сцену, влюбленные взгляды, сопровождающие возвышенные монологи о театре и таланте.

Трагедия рождается не от сложности и возвышенности переживаний, а от их простоты. От неутоленности универсальных человеческих желаний. Здесь каждый герой – «человек, который хотел».

«Умей нести свой крест и веруй», – говорит в финале Заречная Треплеву. В спектакле ощутим крест каждого. При том что верой не обладает никто.

Новосибирск–Москва


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

Михаил Сергеев

Советники Трампа готовят санкции за перевод торговли на национальные валюты

0
1178
До высшего образования надо еще доработать

До высшего образования надо еще доработать

Анастасия Башкатова

Для достижения необходимой квалификации студентам приходится совмещать учебу и труд

0
905
Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Ольга Соловьева

Россия хочет продвигать китайское кино и привлекать туристов из Поднебесной

0
1089
Полномочия присяжных пока не расширяют

Полномочия присяжных пока не расширяют

Екатерина Трифонова

В развитии «народного суда» РФ уже отстает и от Казахстана

0
715

Другие новости