0
855
Газета Культура Интернет-версия

28.04.2010 00:00:00

"Лебединому озеру" вернули тайну

Юлия Лидова

Об авторе: Юлия Лидова (Екатеринбург - Москва)

Тэги: балет, уланова


балет, уланова

Екатеринбургский государственный театр оперы и балета пополнил список творческих акций, проводимых при поддержке Минкультуры России в честь 100-летия Галины Улановой. Балерина и педагог Большого театра России Людмила Семеняка, одна из лучших учениц Галины Сергеевны, поставила на уральской сцене новую версию «Лебединого озера».

Галина Уланова была глубоким, страстным и очень интровертным человеком. Каждый ее сценический жест, взгляд, движение были глубоко выстраданы, беспощадно самокритично проанализированы, исполнены с высочайшей степенью концентрации и предельной ответственности перед искусством и зрителями. Такой подход абсолютно совпадает с сутью образа Одетты – воплощения духовной чистоты, огражденной от суетного мира таинственным заклятием.

Людмила Семеняка, всю жизнь работавшая под руководством Улановой, дебютировавшая в Большом в «Лебедином озере» и признанная во всем мире одной из лучших исполнительниц Одетты-Одиллии, сумела творчески переплавить улановское понимание образа в концепцию всей постановки. Тайна зла Ротбарта, держащего в плену заколдованных девушек-лебедей, тайное томление души Зигфрида, тайная боль заключенного в облик лебедя духа Одетты – все эти мотивы Семеняка представила как разработку единой центральной темы спектакля. Она сделала в исходном сценарии Бегичева и Гельцера логичную и смелую поправку: перенесла действие балета в замок зловещего рыцаря Ротбарта, главную тайну которого составляет волшебное озеро. В этот замок своего вассала приезжает принц Зигфрид с матерью, Владетельной принцессой. Стремление героя постичь тайну преображения девушек-лебедей Семеняка трактует как психологическое преображение личности, открывающей для себя истинные жизненные ценности.

За исключением знаменитой «лебединой» картины в постановке Льва Иванова, дуэта Одиллии и Зигфрида в хореографии Мариуса Петипа и двух женских соло Александра Горского в первом акте, все танцы и мизансцены Семеняка сочинила самостоятельно, обнаружив талант мыслить танцем так же, как художник мыслит линией и цветом. Ее хореография музыкальна, стройна по форме и увлекательна, благодаря последовательности развития пластической мысли, не отпускающей зрительского внимания. Найдены точные индивидуальные характеристики всех персонажей, от главных до эпизодических. Четко прочерчена главная линия действия - отношения Одетты и Зигфрида, в партиях которых внятно подчеркнуты тончайшие психологические состояния героев. При этом новая хореография не соперничает с шедеврами Иванова, Петипа и Горского, как это случается во многих редакциях «Лебединого озера», а напротив, подчеркивает главные мотивы классических фрагментов.

Столь серьезный уровень художественной работы ставит версию Семеняки в ряд лучших авторских версий «Лебединого озера», существующих сегодня в мировом балетном репертуаре. Можно лишь сожалеть, что лапидарные тяжелые костюмы и гнетущие декорации Вячеслава Окунева вступают в непримиримое противоречие с решением постановщика.

К чести екатеринбургской балетной труппы, артисты сумели воплотить основные творческие идеи спектакля. Под руководством опытных мастеров-репетиторов Лилии Воробьевой, Юрия Веденеева, Татьяны Луань-Бинь труппа добивается синхронности и музыкальности исполнения. Елена Кабанова в роли Одетты-Одиллии демонстрирует уровень мастерства, на котором уверенное владение техникой становится лишь средством для воплощения художественных задач. Ее героиня - многогранная волевая личность, исполненной достоинства, терпения и надежды. Герой Виктора Механошина - воплощенный романтический принц, увлеченный своими мечтами настолько, что не видит их воплощения в реальности. Открытием спектакля становится работа Максима Клековкина – аристократичного, вкрадчивого и властного рыцаря Ротбарта. Каждый жест этого героя пронизан энергетикой, заставляющей цепенеть окружающих его персонажей.

Дирижер Большого театра Павел Клиничев, выступивший также деликатным редактором партитуры, во многом возвращенной к исходной авторской последовательности номеров, выступает полноправным соавтором художественной атмосферы спектакля. Подчеркивая симфонизм и романтические мотивы музыки Чайковского, Клиничев добивается яркой театральности: звучание и сценическое движение воспринимаются как неразрывное целое.

Эти составляющие нового спектакля и есть продолжение тех самых великих традиций Большого театра, к которым на сей раз смогли приобщиться екатеринбургские зрители.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

Андрей Выползов

0
2134
США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

Михаил Сергеев

Советники Трампа готовят санкции за перевод торговли на национальные валюты

0
4856
До высшего образования надо еще доработать

До высшего образования надо еще доработать

Анастасия Башкатова

Для достижения необходимой квалификации студентам приходится совмещать учебу и труд

0
2662
Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Ольга Соловьева

Россия хочет продвигать китайское кино и привлекать туристов из Поднебесной

0
3065

Другие новости